Расширенный поиск
6 Октября  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тешигини къатында, чычхан да батыр болур.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.

АБАЕВ СУЛТАНБЕК АСЛАНБЕКОВИЧ (1845-1888)

23.04.2003 0 8264

 

Выдающийся скрипач, первый балкарский профессиональный музыкант, просветитель, общественный деятель.

В раннем детстве, во время поездки с отцом в город, услышал игру на скрипке и приехав к себе домой смастерил подобие скрипки и начал упражняться на ней, воспроизводя услышанные мелодии. В 1854 г. начал учебу в Нальчинской школе. В мае 1858 г. за отличную учебу получил право продолжить учебу в Ставропольской гимназии. Там он начал брать первые уроки игры на скрипке. Имя первого учителя неизвестно.

В 1862 г. в Петербурге отрылась первая в Российской Империи консерватория, и Асланбек Абаев (отец) сумел добиться зачисления его в консерваторию. Вступительные экзамены у С. Абаева принимал сам Генрик Венявский, выдающийся скрипач того времени, и с этим связан интересный эпизод: Венявский взял скрипку и, подав ее Абаеву, сказал:

- Играйте.

На это Абаев ответил: "Нет, ты сыграй, а потом я повторю, что ты сыграешь". Венявский сыграл довольно сложный пассаж. Абаев безукоризненно повторил. Венявский сыграл более сложный и трудный пассаж; Абаев повторил довольно чисто и это. На вопрос, знает ли он ноты, Абаев ответил:

- Ноты? Нет, не знаю, но слух имею хороший.

Благодаря этому, Абаев был зачислен в более сильную группу, где занятия вел сам Венявский.

Венявскому принадлежат слова о Султанбеке Абаеве: "...дарование, способное при дальнейшем усовершенствовании пойти очень далеко...".

Вместе с Абаевым учился тогда и П.И. Чайковский, а также и другие, имена которых, в дальнейшем будут тесно связаны с достижениями русского музыкального искусства. Абаев, хоть и проучился в консерватории, но из-за невозможности оплачивать обучение он не смог сдать выпускные экзамены и официально закончить консерваторию. Также, из-за материальных затруднений он был вынужден поступить на военную службу, а в 1868 г., после смерти отца, Султанбек Абаев возвратился домой.

Абаев начал работать во Владикавказском реальном училище преподавателем музыки. Также много выступал и пользовался большим успехом у местной публики. Его имя часто упоминалось в местных газетах, и Султанбек Абаев заслуженно считался самым известным скрипачем на Кавказе. Он активно участвовал также и в общественной деятельности на Кавказе. Во Владикавказе (столице Терской области, а также культурного центра и второго города всего Кавказа по численности населения, после Тифлиса (Тбилиси), в то время), проявился его преподавательский талант. Созданный им ученический оркестр считался лучшим. Он был первым учителем ряда позже известных в России музыкантов.

Говоря о Султанбеке Абаеве, приходится сожалеть, что из-за нужды и необходимости содержать пятерых младших братьев и сестер, среди которых была известная впоследствии просветительница Азербайджана Ханифа Абаева-Меликова, его редкий талант не смог быть реализован в полной мере.

Значительным начинанием Султанбека Абаева было собирание и перекладывание на ноты народных балкарских мелодий. К сожалению, большая часть рукописей Абаева не найдена до сих пор и возможно утеряна навсегда.

21 января 1888 г., после продолжительной болезни, Султанбек Асланбекович Абаев умер в балкарском селении Хулам. В деле изучения жизненного пути и творческого наследия С. Абаева хотелось бы отметить деятельность Сафаряна С.П., армянина, изучавшего жизнь балкарского скрипача и издавшего монографию о Абаеве. Благодаря его труду удалось восстановить многие факты из жизни Султанбека Абаева.

(Голосов: 4, Рейтинг: 4.25)

  • Нравится

Комментариев нет