Расширенный поиск
15 Октября  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Ата – баланы уясы.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Минг тенг да азды, бир джау да кёбдю.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Олтуруб кёрюнмей эди да, ёрге туруб кёрюне эди.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Билими азны – ауузунда кирит.

Оживляющая фольклор

25.11.2004 0 3824

Ирина Переверзева,
Государственная национальная библиотека КЧР им. Халимат Байрамуковой,
Отдел литературы по искусству

 

Аминат Алиева родилась в Усть-Джегуте 17 декабря 1973 г. Окончила Карачаево-Черкесский Государственный педагогический институт, и с 1996 года по настоящее время работает преподавателем и заведующей отделением скульптуры в городской Детской художественной школе города Усть-Джегуты.

Ведя творческо-педагогическую деятельность, принимает активное участие в Республиканских, Зональных и Всероссийских выставках. Аминат является членом Союза художников России с 2002 года.

В ее мелкой керамической пластике ярко отразилась фольклорная тематика. Работы Аминат уводят зрителя в неповторимый мир легенд, песен, сказок, обычаев и воплощают прошлое и настоящее в человеческих характерах. В своих композициях она создает удивительные образы жителей своего родного края со всеми превратностями их существования, порой смешного, а порой и грустного.

Художница фантазией преображает реальные персонажи, которые она встречает в жизни и о которых прочла в книге народного писателя КЧР М.А.Хубиева "Рассказы Алана", где автор высмеивает мещанство, лень, зазнайство, пьянство, глупость и другие пороки, носителями которых нередко оказываются и наши современники. Главный герой книги "Алан" - прямой, добродушный, веселый и работящий малый... Описанные в книге в шуточной форме притчи как нельзя лучше подходят к изобразительной возможности глины.

В передаче натуры Алиева стремится к обобщению. Сохраняя и подчеркивая наиболее характерные, определяющие черты, важные для выявления индивидуальности, художница идет к типизации образа. Подобное решение дает большой выразительный и эмоциональный эффект, и не связывает зрительскую фантазию.

Не стремясь к чрезмерному фактурному разнообразию, она отбирает лишь то, что соответствует характеру изображаемого: особенности одежды, мимика лица, движение рук и т.д.

Естественный цвет материала удачно дополняет общую теплую тональность в решении образов. Каждый персонаж национально самобытен. Образ органично связан с композицией пластикой, и поэтому национальные черты не кажутся привнесенными.

Композиция "Комплимент", к примеру, состоит из двух фигур: старика и старухи. Втянутая в плечи голова, полный удивления взгляд, направленные назад оси движения фигурки старичка выявляют его восхищение стройной и привлекательной пожилой горянкой. Женщина, несмотря на свой возраст, остается все той же дивной кокеткой. Стройная осанка, легкий поворот головы, лукавый взгляд, брошенный на пожилого джигита, говорит о том, что женщине в любом возрасте приятен комплимент.

А двухфигурная композиция "Танец" строится как монолит. Замкнутый объем как бы подчеркивает то родство душ, которое объединяет двух симпатичных танцующих старичков.

Произведения Алиевой чаще всего камерные по характеру. Точно найденный размер, тяготение к человеку придают лучшим ее скульптурам цельность.

Ее работы запоминаются сразу, так как они необычны, неожиданны, полные юмора, примечательны по формам и свидетельствуют о великом многообразии видов художественной обработки глины.

Глубокие знания фольклора дают художнице богатый материал для фантазии, вызывают к жизни самые разнообразные пластические композиции.

Скульптурные миниатюры, изготовленные Аминат, великолепны по творческой выдумке, и невозможно остаться безучастным, рассматривая их.

 

Произведения Аминат Алиевой

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет