Translit
Фарфор и войлок - источник радости и духовного наслаждения Амина Узденова
24.05.2016
0
8360
Известный в регионе художник-прикладник, изготавливающий замечательные фарфоровые и войлочные изделия Амин Хаджи-Исхакович Узденов родился 19 сентября 1973 г. в селе Красный Курган Малокарачаевского района. Так же, как и братья по цеху, о которых я писала в статье «В мире этнической керамики», является выпускником художественно-графического факультета КЧГУ (КЧГПИ). Член Союза художников России, Заслуженный художник КЧР, руководитель и главный художник фабрики сувениров «Узден», постоянный участник Всероссийских, межрегиональных и персональных выставок, ярмарок и фестивалей декоративно-прикладного искусства: «Источник вдохновения», «Художники - родному городу», «Художники Северного Кавказа», «Юг России», «Народное искусство России», «Художники КавМинВод», «Связь времен», «Горный Кавказ», «Традиции и современность». А.Х.-И. Узденов награжден дипломом Союза художников России и серебряной медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» за успехи в творчестве и содействие развитию изобразительного искусства; Президиумом Народного Собрания КЧР - за большой вклад в сохранение и развитие народного творчества; Министерством культуры Чеченской Республики - медалью «За высокие достижения» и др. В 2011 г. фарфоровые изделия сувенирной фабрики Узденова А.Х.-И. художественно-экспертным советом и постановлением губернатора Ставропольского края В.В. Гаевского были причислены к изделиям народных художественных промыслов [1].
Первый секретарь Союза художников России Н.И. Боровский
вручает Узденову А. Х.-И. заслуженную награду
В этот день Президент КЧР Борис Эбзеев вручил Амину Узденову
звание "Заслуженный художник Карачаево-Черкесской Республики", Черкесск, 2010 г.
Амин Хаджи-Исхакович вносит большой вклад в сохранение и развитие народного декоративно-прикладного искусства. Его деятельность развивается по пути изучения традиций русского фарфора, а так же, сохранения и развития наследия местной карачаево-балкарской художественной культуры. Имея на предприятии свою экспериментальную лабораторию, вместе с сотрудниками постоянно совершенствует технологии производства и способы декорирования фарфоровых изделий, за счет чего повышается художественный уровень выпускаемого ассортимента. В организованном Амином Хаджи-Исхаковичем музее собрана и постоянно пополняется коллекция авторского фарфора, насчитывающая сотни экземпляров выполненных в соответствии с традициями промысла и учетом современных эстетических требований. В экспозиции представлены старинные фотографии, различные предметы декоративно-прикладного искусства, дающие представление о культуре, традициях, обычаях карачаевцев и балкарцев. Опираясь на эти коллекции, автор разрабатывает и создает проекты своих будущих произведений.
Амин Хаджи-Исхакович Узденов
Экспонаты попадают в его музей разными путями, иногда их приносят простые люди, никак не связанные с фарфоровым производством. Земляки, знающие о необычном увлечении Амина, передают друг другу информацию и постепенно в коллекцию со всего региона стекаются предметы старины. К примеру, приведенная в иллюстративном материале коновязь, история появления которой в музее очень интересна и показательна, была перевезена из села Хурзук. Друзья Амина как-то гостили у брата певца, а ныне министра культуры КЧР Альберта Узденова – Роберта, и рассказали, что у него есть такой родственник из Конзавода – известный керамист, увлекающийся стариной, собирающий у себя в музее экспонаты, связанные с историей и бытом Карачая. Через них Роберт и передал в музей эту коновязь, высотой 150 см при диаметре – 60 см, выполненную из горного песчаника светло-серого цвета в виде головы лошади. Через отверстие продето чугунное кольцо, к которому еще в прошлом веке хозяин дома и его гости привязывали своих лошадей. В старину она принадлежала прадеду Альберта и Роберта – Узденову Томпе Локмановичу (1887-1982 гг.) и была установлена перед родовым домом в селе Хурзук.
Также, в музее находятся хорошо сохранившиеся керамические горшки VIII в., выкопанные экскаваторщиком во время проведения строительных работ и подтверждающие, что в VII-VIII вв. кисловодская котловина была наводнена предметами аланского искусства. Это керамика трех видов: небольшие чернолощеные горшочки, по форме напоминающие крынки; широкие тонкостенные кувшины с сосцевидными налепами по среднему ободу тулова и с зооморфными ручками с одной стороны; тонкостенные сосуды, по форме напоминающие чугунные котелки с шестью-восемью большими налепами чуть ниже широкой части тулова, с узким дном и очень широким горлом, диаметром до 40 см.
Вся эта керамика устанавливалась в погребениях, благодаря чему, она и сохранилась до наших дней. Чернолощеный, тонкий черепок серого или кирпичного цвета в изломе с характерными примесями дресвы и шамота свидетельствует о том, что керамическое производство носило в регионе повсеместный характер и развивалось в непосредственной близости от местных залежей глины. Следовательно, современное развитие керамического производства в районе г. Кисловодска носит традиционный характер, и наши карачаевские мастера являются прямыми продолжателями ремесла, получившего свое развитие с аланских времен. Разрабатываемые ими керамические и фарфоровые изделия, имеющие ярко-выраженную этническую направленность своей лаконичной, но в то же время усложненной, с учетом современных технологий, формой привлекают внимание изяществом пластики.
Чем самобытнее национальное видение, тем больше оно несет в себе драгоценной, неповторимой общезначимой художественной информации и опыта отношений. Но оно одновременно тем значимее, чем теснее общечеловеческое и интернациональное смыкается с национально-самобытным и социальным. Именно в этом заключено важнейшее условие высокой этнохудожественности создаваемых на кавказской почве произведений [2]. Особое значение в этой связи приобретают задачи учитывающие особенности истории региона, его этнического состава, распространенности тех или иных изобразительных традиций. В таком широком контексте традиционная изобразительная культура представляет сложное социальное явление, взаимосвязанное со многими историческими пластами и современными сферами жизни общества [3].
Узденов А.Х.-И. Фарфоровые изделия этно-регионального характера:
чайник «Джигит», чайник «Горянка», статуэтки «Горец и Горянка».
(Фарфор, надглазурная роспись, золото, люстр, 2010-2014 гг.)
В начале творческого пути А.Х.-И. Узденов учился у главного художника предприятия ООО «Кисловодский фарфор Феникс», заслуженного художника РФ Николая Васильевича Бирюкова. Мучительными, долгими, упорными трудами постигал он азы фарфорового производства. Первое время работал на сувенирной фабрике в лабораторном цеху художником, модельщиком, но уже в 1997 г. начал производить свои собственные изделия. До трех часов ночи придумывал и изготавливал модели, сам снимал формы, отвозил мастеру на роспись золотом, потом на обжиг. С братьями - Исламом, который вел всю документацию и Расулом, занимавшимся техническим состоянием оборудования, открыл фарфоровую фабрику. В дальнейшем, к ним присоединился двоюродный брат Азрет, занявшийся дизайнерскими разработками. И в таком дружном тандеме фабрика сувениров «Узден» получила свое развитие.
История производства началась с выпуска питьевых кружек для минеральной воды. Тиражировали небольшие фигурки, вазы, бокалы, столовые приборы, которые раскупались отдыхающими на КавМинВодах и расходились по всей стране. Художники предприятия, творчески переосмысливая наследие местной художественной культуры, постоянно искали новые направления, опираясь на местные народные мотивы, в результате чего создавались новые образцы изделий. Постепенно расширялось производство, внедрялись новые технологии, в пластическом решении и декорировании определились свои характерные приемы, которыми стали: подглазурная, надглазурная и люстровая росписи. На сегодняшний день, ассортимент изделий фарфорового производства состоит из разнообразных нарзанных кружек, сувенирных магнитов, колокольчиков, чайников, светильников, скульптур, ваз, сервизов, столовых приборов и др.
Узденов А.Х.-И. Нарзанные кружки, статуэтки, колокольчики, магниты.
(Фарфор, надглазурная роспись, золото, люстр, 2010-2014 гг.)
Благодаря уникальности своих свойств, к которым относятся: плотность, механическая прочность, твердость, пористость, термическая стойкость, химическая устойчивость, белизна, просвечиваемость в тонком слое - художественный фарфор получил на Северном Кавказе широкое распространение и заслуженное признание. Механическая прочность у фаянса выше, чем у фарфора или керамики, но ударная прочность у фаянсовых изделий ниже, чем у фарфоровых. Огнеупорность и термостойкость свойственная керамике, фарфору и «каменной массе» – позволяет изготавливать из них огнеупорную посуду (чайники, кофейники, супницы и прочее), что очень ценится в регионе.
Термическая стойкость и температура обжига фарфоровых изделий выше, чем у фаянсовых и керамических, соответственно увеличивается и количество обжигов. Если качественную керамику можно получить за 1-2 обжига, то фарфору требуется в два раза больше. В зависимости от характера поверхности изделия могут быть рельефными или гладкими, декорированными надглазурными украшениями, подвергаться третьему – муфельному обжигу. После утельного обжига фарфоровые изделия либо декорируют послегазурными красками, газурируют и подвергают политому обжигу, либо глазуруют, обжигают и декорируют. Украшенные подглазурными и надглазурными красками, препаратом золота, растворами солей, красящих окислов и декоративными глазурями они, при необходимости, обжигаются еще раз. Художники предприятия должны заранее предвидеть, какой цвет приобретут изделия после обжига, потому, что краски зачастую меняют свой первоначальный цвет после температурной обработки.
Узденов А.Х.-И. с коллективом:
Цех росписи надглазурными красками: Бондаренко В.О., Манжосова О.В., Мещерякова О.К., Тревгод Е.Г.;
Цех подглазурной росписи - Рыбалко С.А., Ковалева Ю.А., Сарапкина Е.К.
Менеджеры предприятия: Альмова А.Н., Усенко Н.В.
Чтобы понять, что предстоит пойти фарфоровому изделию, прежде чем заслужить награду восторженного зрителя, предлагаю проследить «творческий путь» выставочной скульптурной композиции «Фонтан "Оазис"». Она состоит из канделябра, двух подсвечников и действующего фонтана. В собранном виде высота изделия составляет метр. Дизайнером, разработчиком проекта и всего рабочего механизма является сам Амин Хаджи-Исхакович. Два опытных мастера изготовили формы, все части и детали собираются на электрической коробке, в которую вмонтирован рабочий механизм насоса. Самая сложная часть фонтана состоит из 20 деталей, а частей всего 8, следовательно, чтобы воплотить проект в жизнь, потребовалось изготовить, обжечь, декорировать и собрать около 53 фарфоровых деталей. Канделябр состоит из 6 частей и 18 деталей, два подсвечника - из 8 деталей дополняют композицию. При четырехкратном обжиге на производство «Оазиса» уходит полгода. Этот выставочный экспонат - настоящее произведение декоративно-прикладного искусства и инженерной мысли. Он демонстрирует возможности умельцев предприятия и является победителем различных всероссийских выставок. Таким образом, перед нами предстает яркий пример поддержания фарфорового промысла на основе придания ему художественной значимости, что следует рассматривать как проявление культурной воли Амина Узденова.
Узденов А.Х.-И. Фонтан «Оазис».
(Фарфор, надглазурная роспись, золото, люстр, 2003 г.)
Фестиваль «Народные промыслы Юга России»
В одном ряду с изысканными вазами и чашами выпускаются многочисленные фигурки животных, птиц, людей, а когда-то начатое в рамках производства как дополнительное занятие - изготовление фарфоровой игрушки - стало одним из ведущих направлений сувенирной продукции. Оно возникло благодаря интересу отдыхающих курортной зоны Кавказских минеральных вод, стремящихся увезти с собой на память небольшую этническую безделушку. Соответственно, производимые Амином Хаджи-Исхаковичем фарфоровые игрушки и сувениры следует определять как продукт, рожденный современной коммерческой средой. Явившиеся общественности из своей локальной чистоты, они обладают многообразием художественных решений и образов. Особая выразительность лепки является отражением мыслительных процессов автора, увлеченного моделированием образов, стилистикой, поддержанием народной природы своих произведений.
На начальном этапе сложность процесса состояла в том, что для региона фарфор, тем более, фарфоровая игрушка – новое, только получающее развитие направление. Необходимо было выдержать определенную типологию, непременный «волшебный реализм», декоративную трактовку и сжатую, емкую, сохраняющую этническую направленность смысловую информацию. Фарфоровую игрушку можно сделать как крупной, так и предельно мелкой, такой, чтобы она умещалась в ладони, была заливистой в свистке, декоративной и информативной.
Узденов А.Х.-М. обучил мастеров своего предприятия определенным приемам декоративного оформления с учетом народной культуры, затрагивающей основы национально-регионального искусства и его психологию. Что, в итоге, явило собой пример удачного сочетания творческой одаренности с определенным целеполаганием, точными характеристиками и профессионализмом, приведшим производство к экономическому благополучию. Особая пластическая выразительность и утонченность декора является отражением проектной деятельности автора, увлеченного моделированием образов, стилистикой и поддержанием народной тематики. Изделия в целом не сильно отличаются от других себе подобных, что связанно с технологией промысла, но, судя по стилю камерной пластики, здесь закрепилась линия авторского этнического фарфора, и это пластическое направление получило удачное развитие. Создание образцов фарфоровых игрушек базируется на привлечении серьезного научного материала по истории, культуре и искусству народного промысла. Коллекция фарфоровых игрушек также вошла в методический фонд предприятия, и постоянно подвергается творческой доработке.
Пример научно-практического тандема «художник – практик» оказался удачным: технологи и художники работают в единстве, органично развивая идеи и проекты друг друга, что в целом значительно повышает качество выпускаемой на предприятии продукции.
Узденов А.Х.-И. Игрушки-свистульки: «Птичка», «Машинка».
(Фарфор, надглазурная роспись, золото, люстр. 2014-15 гг.)
Сформировавшийся «Узденовский» стиль, оказавшийся проводником новых и очень специфичных решений, явился производным интеллектуальных идей и духовных исканий художника-керамиста в области национальной идентификации. Обращаясь к народному искусству, автор внедряется в традиционный творческий процесс, предлагая свои профессиональные решения, что не разрушает целостной природы этнической направленности, а вносит новое влияние, неуклонно видоизменяющееся под воздействием социальных и культурных факторов. Эти процессы взаимодействия фиксируют значимость традиции и глубинных основ народного искусства для обогащения средств выразительности современного авторского творчества.
Фарфоровые изделия этно-регионального характера предприятия Узденова А.Х.-И.
(Фарфор, надглазурная роспись, золото, люстр, 1998-2014 гг.)
Второе направление в деятельности организованного А.Х.-И. Узденовым предприятия – это параллельно-развивающееся производство войлочных изделий: валяных ковров (кийизов), женских и мужских жилетов, головных уборов, шарфов, дамских сумочек, украшений и других аксессуаров. Войлок – один из немногих натуральных материалов, имеющий лечебные свойства, защищающий нас и от холода, и от жары. Его применение в быту на Северном Кавказе издревле было очень распространено.
В 2004 г. на организованном Амином предприятии началось глубокое изучение истории развития и традиций войлочного валяния, перенятие опыта народных мастеров, с целью развития нового производственного направления. При создании авторских кийизов, традиционно применялись грубые сорта овечьей шерсти осенней стрижки, обладающей особыми свойствами сцепления, сохранялись старинные технологии и использовались богатые орнаментальные формы народного искусства. Со временем технология изготовления войлочных изделий совершенствовалась, и если раньше использовались только натуральные оттенки (черная, белая и коричневая шерсть), то с 2008г. стали применяться разнообразные фабричные красители. С их применением обогатился орнаментальный декор, изменилась палитра и колорит ковра. Он стал более ярким и праздничным, расширилось тематическое наполнение, проявились тенденции к определенной живописности, раньше не свойственной карачаево-балкарским кийизам. Определилось новое направление, отражающее современное видение войлока, как материала, позволяющего создавать удивительные по своей красоте ковры, напоминающие акварельные переливы. Тематическое наполнение изделий обогатилось видовым разнообразием, в состав которого вошли пейзажи, портреты, натюрморты, сохраняющие свое декоративное начало.
Уже в первом образце войлочного ковра (кийиза) принципиально прослеживались национальные художественные традиции, учитывались мотивы карачаевского и балкарского народного искусства. Каждый изготовленный на предприятии кийиз является авторской ручной работой. При его создании применяются как старинные, так и современные технологии обработки шерсти. Богатые орнаментальные формы народного декоративно-прикладного искусства, дошедшие до нас из глубины веков, позволяют варьировать и насыщать тиражные разработки творческим экспромтом внутри локальной традиционной группы. При этом главной отличительной чертой производства является небольшое количество выпускаемых изделий, приоритетное внимание творческому процессу, сохраняющему специфику промысла и выгодно отличающему его от промышленных предприятий.
Узденова А.Х.-И. Войлочные ковры этно-регионального характера предприятия Узденова А.Х.-И.
(овечья шерсть, 2004-2014 гг.) [4]
Изготовление изделий из войлока не требует специального оборудования, весь процесс проводится вручную. Шерсть очищается от сорных примесей, разбирается на пряди, промывается, просушивается и расчесывается. Для изготовления цветной пряжи, часть белого волокна погружается в резервуар с раствором химического красителя на 15 минут, после чего доводится до кипения на 35-40 минут. После окраски шерсть также промывается, раскладывается для просушки, расчесывается.
На кусок ткани или брезента мелом наносится рисунок. Раскладка орнамента является одной из основных операций. Это творческий процесс, требующий умения, вкуса, чувства цвета и фантазии, от которого в дальнейшем будут зависеть художественные характеристики изделия. Узкие, длинные пряди шерсти укладываются определенной толщиной по контуру рисунка. После того, как таким образом будет выложен весь ковер, он покрывается равномерным слоем одноцветного шерстяного волокна. Это так называемая подкладка, в которую вваливается узор, и общая толщина заготовки изделия в среднем составит 5-6см. Ковер обрызгивают горячим раствором хозяйственного мыла с водой и проводят предварительную валку. В зависимости от расчетной величины в валянии могут участвовать несколько человек. Ковер туго заворачивают в рулон на круглую скалку, перевязывают в трех-четырех местах тесьмой и катают (перекатывают) в течение 1 часа возвратно-поступательными движениями рук от кистей к локтям и обратно, равномерно раскатывая и переворачивая его то на одну, то на другую сторону, не прекращая обрызгивать горячей мыльной водой. (В старину, наши прапрабабушки использовали для валки войлока циновки). Когда предварительная валка закончена - рулон разворачивают, поправляют рисунок, вытягивают и выравнивают смятые края. После просушки, на ровной поверхности края войлока аккуратно подрезаются и обшиваются тесьмой или бахромой. Такое ручное изготовление войлочного ковра позволяет бесконечно варьировать его форму, рисунок, цветовую гамму и плотность.
Предприятие не стоит на месте, используя местные традиции и богатый многовековой опыт, постоянно совершенствуется и ищет новые направления в области изготовления войлочных изделий. Работы, выполненные в этой технике, неоднократно отмечались грамотами и дипломами, демонстрировались на региональных и всероссийских выставках: «Юг России-Х», Сочи-2008,-2010, «Народное искусство России», Вологда-2008, «ХI художественная выставка Москва-2009» и т.д. В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств в 2014 г. в рамках программы «Художники Северного Кавказа», проведена персональная выставка А.Х.-И. Узденова «Войлоки. Традиции и современность», приуроченная ко Дню народного единства [5]. В экспозиции было представлено около ста войлочных изделий и старинных предметов декоративно-прикладного искусства народов Северного Кавказа из личного музея. На сегодняшний день производство ИП Узденова А.Х.-И. – это многоотраслевое, современное, динамично развивающееся предприятие, на котором применяется как механическое оборудование, так и ручной труд, широко используется вариантное декорирование, сложился свой узнаваемый творческий почерк [6].
Узденова А.Х.-И. Войлочные ковры этно-регионального характера предприятия Узденова А.Х.-И.
(овечья шерсть, 2004-2014гг.) [7]
Сформировавшийся в обществе стойкий интерес к проявлениям традиционной культуры, регулярно проводимые в республиках Северного Кавказа выставки народного искусства и художественных промыслов, ярмарки, фестивали, расширившаяся сеть специализированных продаж традиционных изделий в той или иной форме увлекли современников в поле воздействия этнического искусства. По мнению искусствоведа, куратора выставки «Времена года» ЦДХ Р.Р. Мусиной, это уникальный в мировой практике пример такого развития и бытования традиционного искусства в контексте крупного индустриального общества. Самобытное национальное видение несет в себе драгоценную, неповторимую, общезначимую художественную информацию. Но оно одновременно тем значимее, чем теснее общечеловеческое и интернациональное смыкается с национально-самобытным и социальным. Именно в этом и заключено важнейшее условие высокой этнохудожественности созданных на кавказской почве произведений декоративно-прикладного искусства. «В нашем определении этнохудожественные представления не сводятся к личному, имеющемуся уже запасу навыков и знаний, а обуславливают легкость, быстроту их приобретения и преломления в системе формирования представлений об изобразительном искусстве своего этноса, региона, страны. Так как на базе уже существующего исторического, жизненного опыта мастера-керамисты способны с легкостью воспринимать и трансформировать близкие и уже в чем-то знакомые из среды своего существования элементы нового, профессионального искусства. Эстетическое отношение к жизни является первоосновой их вдохновения, способствует превращению труда в источник радости и духовного наслаждения» [8].
Особое значение в этой связи приобретают задачи развития этнохудожественного направления с учетом особенностей истории северокавказского региона, его этнического состава, распространенности тех или иных изобразительных традиций. В таком широком контексте традиционная художественная культура представляет сложное социальное явление, взаимосвязанное со многими историческими пластами и современными сферами жизни общества.
Активно развивающееся в регионе искусство, опираясь на протокультуру, ставит перед собой задачу связать в единое целое возрождение национальной самобытности, красоту и целесообразность, техническое и эстетическое начала, создание новых видов и типов изделий, целостный предметный мир, соответствующий уровню развития материальной и духовной культуры современного общества. Задача эта грандиозна, но можно надеяться, что такие мастера, как Амин Узденов, отец и сын Темирбулатовы справятся с ней, неуклонно расширяя сферу своей деятельности, накапливая практический опыт и вырабатывая свои собственные теоретические и практические принципы.
То, чем занимаются этим замечательные мастера - творчеством, охватывающим различные направления народного искусства, на самом деле имеет один вектор развития – культивацию своего, родного, едва не утерянного в смутных временах тотального ширпотреба национального наследия, тысячелетиями существовавшего в нашем регионе и имевшего глубокие, далеко идущие культурные корни.
Зульфа Койчуева,
Карачаевск
ЛИТЕРАТУРА
1. Долорс Рос. Керамика: Техника. Приемы. Изделия. /Пер. с нем. Ю.О. Бем. М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2003. - 144 с: ил.
2. Койчуева З.К. Формирование этнохудожественных представлений школьников средствами изобразительного искусства (на материале КЧР). ДГУ. 2015.
3. Литература для студента. Эстетика. Искусство как социальное явление. http://libsib.ru/ 23.01.2015 (18:05:21)
4. Поверин А.И. Гончарное дело. Чернолощеная керамика. М., Культура и традиции. 2002. - 93 с.
5. Рональд Персалл. Керамика и фарфор. Краткий экскурс в историю антиквариата Напечатано и переплетено в Сингапуре «Белфаксиздатгрупп». 190.с. -104 с. ил.
6. http://www.farfore.ru/istoriya_rossiyskogo_farfora 3.05.2015 (8:07:21)
7. http://olkolon.narod.ru/KERAMIKA/Imanov/PHK19.html 13.07.2015 (14:27:05)
8. http://studopedia.net/9_73137_svoystva-keramiki.html 23.08.2015 (14:15:17)
9. Султанова А.М. Орнаментальный декор в традиционном искусстве народов Северного Кавказа (карачаевцев и балкарцев). Дис.канд.иск. Нальчик, 2014.
10. Мусина Р.Р. Традиционная отечественная керамика. Особенности развития, художественное своеобразие (вторая половина XIX в. – 1980-е г.). Автореферат дис. доктора искусствоведения. М., 2012.
11. http://vk.com/id201341301?z=photo201341301_346858603%2Fphotos201341301
12. ГБУК СК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств»
13. www.artmuseum26.ru
[1] Фото: www.mincultsk.ru
[2] Литература для студента. Эстетика. Искусство как социальное явление. http://libsib.ru/ 23.01.2015 (18:05:21)
[3]Койчуева З.К. Формирование этнохудожественных представлений средствами изобразительного искусства (на материале КЧР). 2015.
[4] ГБУК СК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств». www.artmuseum26.ru
[5] Фото: www.mincultsk.ru
[6] Председатель Краевого художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам. В. Бирюков
[7] ГБУК СК «Ставропольский краевой музей изобразительных искусств». www.artmuseum26.ru
[8] Мусина Р.Р. Традиционная отечественная керамика. Особенности развития, художественное своеобразие (вторая половина XIX в. – 1980-е г.). Автореферат дис. доктора искусствоведения. М., 2012.
Комментариев нет