Расширенный поиск
15 Октября  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Терек ауса, отунчу – кёб.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Юйюнг бла джау болгъандан эсе, элинг бла джау бол.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Керек ташны ауурлугъу джокъ.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Мадар болса, къадар болур.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.

Мамлюкско-кыпчакские памятники

15.02.2022 0 5884
Важным источником для изучения истории кыпчакских языков является язык так называемых мамлюкско-кыпчакских письменных памятников – арабско-кыпчакских глоссариев, грамматик, а также переводных литературных произведений XIII-XVIII веков, созданных в мамлюкском Египте в течение около 250 лет.

В мамлюкско-кыпчакских памятниках Египта отражены элементы кыпчакского и огузского разговорных языков, так как по своему этническому составу тюркоязычные мамлюки представлены главным образом кыпчакскими и огузскими переселенцами в Египет.

Кыпчакские этноязыковые компоненты попадали в Египет в разное время разными путями и из различных регионов их первоначального расселения. 

Появление первой волны кыпчакоязычных тюрков в далеком Египте объясняется тем, что их продавали в рабство из южнорусских степей. Вторая волна кыпчаков появилась в Египте в монгольскую эпоху. Спасаясь от монгольских завоевателей, большие массы кыпчакского населения из Дешти Кыпчака бежали в Египет и другие страны Ближнего Востока. И, наконец, третья большая волна кыпчаков проникает в Египет после прихода к власти мамлюков и создания ими обширного государства, охватившего территории Египта, Сирии и некоторых анатолийских районов Малой Азии. В период возвышения мамлюкского государства (1260-1517 гг.) в Египет мигрирует большая группа кыпчакоязычного населения из обширных регионов Золотой Орды, в составе которой было значительное число родственников правящей мамлюкской династии (Зайончковский А. Арабско-кыпчакский словарь эпохи мамлюков // Сообщения польских ориенталистов. – М., 1961. – Вып. 2. – С. 37-38; Курышжанов А.К. Исследование по лексике "Тюркско-арабского словаря". – Алма-Ата; Наука, 1970. – С. 17 19 и др.).

В мамлюкском Египте широкое распространение получил кыпчакский язык, так как правители государства мамлюков говорили на тюркском (кыпчакском) языке, поэтому многие местные арабы, стремясь заслужить расположение своих правителей, овладевали кыпчакским языком. К тому же правители мамлюкского государства также не могли обходиться без переводчиков с арабского языка. В результате сложения таких сложных культурно-языковых взаимоотношений в мамлюкском государстве многие арабоязычные сочинения переводились на тюркский язык и, наоборот, с тюркского на арабский. Таким образом возникали арабско-кыпчакские грамматики и глоссарии.

Язык мамлюкско-кыпчакских письменных памятников, по утверждению специалистов, не был чем-то единым и однообразным. В мамлюкском государстве, помимо подавляющей массы кыпчаков, обитали и другие тюркские племена, в частности – огузы, туркмены и др. Так, составитель анонимного "Тюркско-арабского словаря" (Китаб-и меджму-у терджуман тюрки ве 'аджами ве моголи ве фарси" – "Общая книга толкования тюркско-персидского и монгольско-персидского языков") неоднократно подчеркивает, что ему известно несколько тюркских наречий – "чисто тюркский" (ал-тюрки), или "тюркско-кыпчакский" (ал-кифчаки) и туркменский (ал-тюркменийа). 

"Чисто тюркским", или "тюркско-кыпчакским", автор называет собственно кыпчакский (в современном понимании) язык и в основном занимается им, а второй язык рассматривает как смешанный, содержащий в себе много заимствованных арабских и персидских элементов, и обращается к нему как к дополнительному объекту исследования (Курышжанов А.К. Исследование по лексике старокыпчакского письменного памятника XIII в. – "Тюркско-арабского словаря". – Алма-Ата, 1970. – С. 16). Надо отметить, что в XIII веке термины "кыпчак" и "тюрк" зачастую употреблялись в качестве равнозначных синонимов и замещали друг друга (См.: Зайончковский А. К изучению средневековых памятников тюркской письменности (XI-XVI вв.) // Вопросы языкознания. – М., 1967. - № 6. – С. 83).

Венгерский исследователь Т. Халаши-Кун в языке мамлюкско-кыпчакских письменных памятников устанавливает по крайней мере три диалекта тюркских языков: 

1) собственно-кыпчакский; 

2) собственно огузский;

3) смешанный кыпчакско-огузский.

(Halasi-Kun T. Die mameluk-kiptschakischen Sprachstudien und die Handschriften in Stambul // Kőrösi Csoma Archivum. – Bedapest, 1940. – Bd. 3. – Th. 1 – S. 80-83). 

К такому же выводу пришли и другие исследователи языка мамлюкско-кыпчакских памятников, в частности, О. Прицак (Pritsak O. Das kiptschakische // Philologiae Turcicae Fundamenta. – Wiesbaden, 1959. – T. 1. – S. 74-75), А.К. Курышжанов (Курышжанов А.К. К истории изучения разговорной речи кыпчаков XIII-XIV вв. // Известия АН Казахской ССР: Серия общественная. – Алма-Ата, 1970. - № 6. – С. 53-54) и др.

К мамлюкско-кыпчакским письменным памятникам тюркских языков средневековой эпохи в первую очередь относятся лексикографические и грамматические работы, выполненные в мамлюкском государстве и датируемые XIII-XIV веками. Они выполнены в арабском государстве мамлюков арабскими и тюркскими учеными-филологами средневековья. Эти уникальные памятники кыпчакского и огузского тюркских языков являются важными источниками для реконструкции фонетической системы пракыпчакского (resp. пратюркского) языка и изучения истории формирования и развития ряда современных тюркских языков, входящих в кыпчакскую и огузскую группы.

Среди мамлюкско-кыпчакских письменных памятников в рамках настоящего исследования особого внимания заслуживают такие труды арабских и тюркских филологов, как анонимный "Китаб-и Меджму-у терджуман тюрки ве аджами ве монголи ве фарси" ("Общая книга толкования тюркского, монгольского и персидского языков"), "Китаб-у булгат ал-муштак фи лугат ат-тюрк в-ал-кыфчак" ("Книга, достаточная для удовлетворения желаний знать тюркские и кыпчакские языки") Джамал ад-дина Абу-Мухаммеда Абдуллаха ат-Тюрки, "Китаб ал-идрак ли-лисан ал-атрак" ("Книга толкования о языке тюрок") знаменитого арабского ученого-энциклопедиста Асир-уд-Дина Абу-Хаййана ал-Андалуси, "Китаб ат-тухфат уз-закиййа фи-л-лугат ит-тюркиййа" ("Приятный подарок для изучения тюркского языка", более известного под названием "Изысканный дар тюркскому языку") (См.: Изысканный дар тюркскому языку (Грамматический трактат XIV века на арабском языке): Введение, лексико-грамматический очерк, перевод, глоссарий, грамматический указатель Э.И. Фазылова и М.Т. Зияевой. – Ташкент: Фан, 1978), анонимного "Ал-каваин ал-куллия ли-дабт ал-лугат ат-тюркиййя" ("Полное руководство для обладания языком тюрок", или "Полное пособие для изучающих тюркский язык") и др.

Междиалектные особенности, зафиксированные в указанных письменных памятниках XIII-XV веков, являются важными источниками для изучения истории и развития фонетического строя современных кыпчакских языков с одной стороны, а также для корректировки и верификации пракыпчакских внутренних реконструкций – с другой. Историко-лингвистические исследования языка мамлюкско-кыпчакских письменных памятников показывают историческую преемственность между ними и половецкими (куманскими, кыпчакскими) и живыми современными языками, закономерно и обоснованно объединяемыми в единую кыпчакскую ветвь тюркской семьи языков (См.: Сауранбаев Н.Т. Некоторые черты древнекыпчакского языка // Вестник АН Казахской ССР. – Алма-Ата, 1948. - № 12. – С. 11-18; Тенишев Э.Р. Место кыпчакского языков (половецкого, куманского) и печенежского среди современных тюркских языков // Известия АН Казахской ССР: Серия общественная. – Алма-Ата, 1970. - № 5. – С. 78-81 и др.). В связи с этим со всей очевидностью следует несколько подробнее остановиться на специфических особенностях языка мамлюкско-кыпчакских письменных памятников. Такой филологический экскурс в природу языковой основы этих памятников чрезвычайно важен в рамках настоящей работы, посвященной реконструкции пракыпчакской фонетической системы, ибо языки мамлюкско-кыпчакских письменных памятников в основном являются смешанными "кыпчакско-огузскими", и для корректности предполагаемых реконструкций пракыпчакских фонем чрезвычайно актуальна проблема чистоты и надежности репрезентативного эмпирического материала.

"Китаб-и Меджму-у терджуман тюрки ве эджеми ве моголи ве фарси" ("Общая книга толкования тюркского, монгольского и персидского языков”) – замечательный лексикографический двуязычный памятник XIII века, в котором зафиксирован в основном диалект западно-кыпчакского (или куманского) языка с некоторыми элементами огузского типа. Автор данного труда неизвестен.

Оригинал рукописи данного памятника хранится в Лейденской библиотеке в Голландии. Рукопись оригинала так называемого "Тюркско-арабского словаря" состоит из 76 листов большого формата. В рассматриваемом нами памятнике после тюркско-арабского словаря содержатся также монголо-персидской и арабско-монгольский словари. По некоторым исследованиям специалистов, данный лексикографический труд относится к середине XIII века. Так, например, М.Т. Хоутсма предполагает, что составление данного многоязычного словаря было завершено 28 января 1245 года (27 ша'бана 643 года по хиджре) в Египте или, возможно, в Сирии.

В рассматриваемом нами в качестве одного из важных источников для реконструкции пракыпчакской фонологической системы памятников данный "Словарь" в основном содержит лингвистические сведения, близкие к известным памятниками западно-кыпчакского ареала и к современным кыпчакским языкам юго-западной (куманской, понто-каспийской) группы. Уже одно это свидетельствует о том, что западно-кыпчакские (половецко-кыпчакские – по терминологии Н.А. Баскакова) языки по своему фонетическому строю стоят относительно близко к более ранним диахроническим уровням, вплоть до пракыпчакского состояния.

Поскольку в мамлюкское государство переселялись и значительные группы тюркского населения, говорившего на огузских диалектах, в частности – исторические предки современных туркмен, турок, азербайджанцев и др., в языке данного памятника представлены и слова, содержащие явно огузский (или уйгурский) прототип, а также опосредованные персидским языком арабизмы и собственно фарсизмы, которые оказали определенное влияние на все строевые уровни средне-кыпчакского языка. Практически все исследователи данного памятника отмечают в его языке явно огузские строевые элементы, чуждые для кыпчакского языка. Такое положение вещей относительно данного памятника сужает наши возможности в реконструкции пракыпчакского фонетического состояния. Поэтому письменные памятники кыпчакского языка мамлюкской эпохи, как, например, "Тюркско-арабский словарь" и др. требуют предварительной лингвистической верификации репрезентативного эмпирического материала не только на уровне лексики, но и со стороны компаративистских данных, добытых современным тюркским языкознанием на всех строевых уровнях языка, в том числе, и фонетики. 

Надо признаться, что из-за чрезвычайной близости разных ветвей и групп (подгрупп) древних и новейших тюркских языков на всех уровнях своих строевых элементов, в том числе и фонетики, чрезвычайную актуальность приобретает разработка методики выделения специфических фонетических особенностей каждого из отдельных языков, в т.ч. не только живых, но и языков письменных памятников.

В тюркологической литературе существуют различные точки зрения на истинную природу языка, легшего в основу данного памятника. По мнению авторитетнейшего и бескомпромиссного исследователя языковых особенностей тюркоязычных письменных памятников средневековой эпохи Э.Н. Наджипа, "Китаб-и Меджму-у терджуман тюрки ве эджеми ве моголи ве фарси", лингвистический труд, более известный под сокращенным названием "Тюркско-арабский словарь", был составлен неизвестным филологом в Египте еще до прихода к власти мамлюков. Данный арабско-тюркский лексикографический труд содержит около 1260 тюркских слов, из которых только около 70 снабжены пометками "туркменское" (т.е. "огузское"). Естественно, в основе данного словаря лежит тюркский язык западно-кыпчакского типа.

Впервые этот замечательный памятник тюркской лексикографии появился в свет благодаря стараниям крупного голландского ориенталиста-тюрколога, ираниста и арабиста М.Т. Хоутсма. "Тюрско-арабский словарь" (по Лейденской рукописи) впервые увидел свет в его издании. М.Т. Хоутсма тщательно изучил языковые особенности этого памятника и опубликовал его текст в латинской транскрипции, снабдив его прекрасным немецким переводом (Ein türkisch-arabisch Glossar: Nach der Leidener Handschrift / Herausgegeben und erlautert von M.Th. Houtsma. – Leiden; E.I. Brill, 1894). 

Из отечественных исследователей советского периода много сил, труда и времени посвятил изучению языка этого замечательного памятника известный узбекский тюрколог А. Юнусов, который тщательно изучил морфологию и лексику данного памятника (Юнусов А. Исследование памятинка XIV в. "Таржуман турки ва 'аджами ва мугали" (морфология, лексика, словарь, перевод) / Автореф. дис. ... канд. филол. наук. – Ташкент, 1973).

В аспекте исследования фонетического строя пракыпчакского языка было бы методологически недостаточно правомерным использование репрезентативного языкового материала данного смешанного по своей природе памятника в качестве опорных или аргументативных фактов. Тем не менее материалы данного письменного памятника дают прекрасный эмпирический материал для перекрестной корректировки предпринимаемых нами "внутренних" реконструкций.

"Китaб-у булгат ал-муштaк фи лугат ат-турк в-ал-кыпчак" (“Книга, необходимая для удовлетворения желания познать тюркский и кыпчакский языки") – замечательный письменный памятник истории тюрских языков, рожденный благодаря усилиям Джамал-ад-Дина Абу-Мухаммеда Абдуллаха ат-Турки. Рукопись этого труда хранится в настоящее время в Национальной библиотеке Франции в Париже.

Дата написания этого памятника до сих пор не установлена, но специалисты относят его к середине XIV века. По мнению польского исследователя А. Зайончковского, данный труд скорее всего был составлен в середине XIV века в Сирии.

Памятник этот был издан польским языковедом Ананием Зайончковским (Zajączkowski A. Slownik arabsko-kipczakski okresu Panstwa mameluciego BulWat al-muštag fi'luWat at-turk wa l-gifžaq. – Warszawa, 1954. Cz. II; его же. Vocabulaire arabe-kiptchak de l'epoque de l"Etet Mamelouk "BulWat al-muštag fi'luWat at-turk wa l-gifžaq" Warszawa, 1958. – I part).

В языковом отношении этот памятник довольно сложный, в нем наряду с чисто кыпчакскими материалами сочетаются и огузские факты, поэтому использование материалов этого документа для внутренней реконструкции пракыпчакской фонетической системы весьма проблематично.

Как это установлено выдающимся специалистом в области языка средневековых тюркских письменных памятников Э.Н. Наджипом, в данном труде представлены материалы как кыпчакского, так и огузского языков, однако "в словаре туркменско-огузских слов больше кыпчакских" (Наджип Э.Н. Кыпчакско-огузский литературный язык мамлюкского Египта XIV века / Автореф. дис. ... канд филол. наук. – М., 1965. – 31 с.). Всестороннее изучение этого памятника принадлежит замечательному узбекскому тюркологу Ш.А. Файзуллаевой (Файзуллаева Ш.А. Исследование языка памятника XIV века "Китабу булгат ал-муштaк фи лугат ат-турк вaл-кифчaк" Джамал ад-дина Ат-Турки: (Грамматика, лексика, глоссарий и перевод памятника) // Автореф. дис. ... канд филол. наук. – Ташкент, 1969).

Материалы этого памятника, несмотря на его смешанный характер и противоречивость языковых (в первую очередь – фонетических: огузский? кыпчакский?) материалов, имеют определенную фактологическую ценность при реконструкции пракыпчакской фонетической системы.

"Китàб ал-идрак ли-лисàн ал-атрàк" ("Книга – толкование о языке тюрок"), написанный знаменитым арабским ученым Асируддином Абу-Хаййаном ал-Андалуси в 1312 году в Каире, содержит богатый материал по кыпчакско-огузскому смешанному языку мамлюкских тюрок. Эта замечательная работа Абу-Хаййана дошла до нас в двух поздних копиях, ныне хранящихся в Стамбуле. Имеется несколько изданий труда Абу-Хаййана (Caferoglu A. Abû-Hayyan: Kitab al-Idrak li-Lisan al-Atrak. – Istanbul, 1936). Исследованию особенностей языка этого памятника посвящены работы Н.А. Расуловой (Расулова Н.А. Исследование языка "Китаб ал-идрак ли-лисан ал-атрак" Абу-Хаййана (морфология, лексика, глоссарий) / Автореф. дисс. … канд. филол. наук. – Ташкент, 1969), М.Н. Маженовой (Маженова М.Н. Абу-Хаййан – исследователь кыпчакского языка. (Материалы к истории казахского языка) / Афтореф. дисс. … канд. филол. наук. – Алма-Ата, 1969) и др.

Словарь Абу-Хаййана содержит около 3500 тюркских слов, многие из которых снабжены пометками, указывающими на их диалектную принадлежность: кыпчакский, огузский, тюркский, туркменский, татарский, уйгурский, туркестанский и т.п. В виду такой чрезвычайной пестроты лингвистического материала, при реконструкции пракыпчакской фонетической системы данными словаря Абу-Хаййана следует пользоваться с большой осторожностью. Поэтому в данной работе материалы Абу-Хаййана используются крайне редко.

"Китаб ат-тухфат аз-закиййа фи-л-лугат ат-туркиййа" ("Изысканный дар тюркскому языку”) – грамматический трактат неизвестного арабского автора XIV века, посвященный изучению языка мамлюкских кыпчаков. Полагают, что данный труд был создан в Египте или в Сирии. Некоторые исследователи считают, что "Изысканный дар тюркскому языку" был создан в Египте, а его составитель был выходцем из Сирии, либо долгое время жил в Сирии. К такому мнению ученые пришли в ходе изучения лингвистических особенностей арабской части рукописи, содержащих явно выраженные особенности сирийских диалектов арабского языка.

Рукопись данного труда хранится в Стамбуле. Трактат состоит из краткого фонетического введения, арабско-тюркского словаря, содержащего около 3 тысяч слов, и грамматического очерка тюркского языка. В настоящее время имеется несколько изданий этого уникального в своем роде труда (Halasi-Kun T. La langue de Kiptchaks d'aprés un manuscript arabe d'Istanbouls. – Badapest, 1942; Ettühfet-üz-zekiyye fil-lûgat-it-Türkiyye / Çeviren Besim Atalay. – Istanbul, 1945; Аттухфатуз закияту филлугатит туркия [Туркий тил (йипчой тили) хакида ноёб тухфа] / Таржимон ва нашрга тайёрловчи С.М. Муталлибов. – Ташкент, 1968). В 1978 году в Ташкенте был осуществлен русский перевод данного труда, подготовленный узбекскими тюркологами Э.И. Фазыловым и М.Т. Зияевой (Изысканный дар тюркскому языку: (Грамматический трактат XIV в. на арабском языке) / Введение, лексико-грамматический очерк, перевод, глоссарий, грамматический указатель Э.И. Фазылова и М.Т. Зияевой. – Ташкент: Фан, 1978).

В данном памятнике, посвященном описанию языка мамлюкских кыпчаков, имеется также сравнительный материал по ряду тюркских языков и диалектов – туркменского, карлукского, татарского и др.

"Ал-каванин ал-куллия ли-дабт ал-лугат ат-туркиййа" ("Полное руководство для изучающих тюркский язык") – труд неизвестного автора, состоящий из грамматического очерка и небольшого словаря объемом около 500 слов. Исследователи данного труда полагают, что он создан на рубеже XIV-XV веков в Египте и содержит материалы смешанного кыпчакско-туркменского языка тюрков, переселенных в Египет из южнорусских степей. В настоящее время в распоряжении тюркологов имеется два издания этого уникального в своем роде труда, выполненные Килисли Рифатом (Rifat K. Al-qawanin al-kulliya li-dabt al-lugat at-turkiya. – Istanbul, 1928) и С. Телегди (Telegdi S. Eine türkische Grammatik in arabischen Sprache aus dem XV. Jhat. // Kőrösi Csoma Archivum. – Budapest, 1937. – Hf. 3. – S. 282-326).

Уже из такого беглого обзора мамлюкско-кыпчакских письменных памятников видно, что в языковом отношении практически все они являются смешанными и помимо собственно кыпчакского материала содержат многочисленные элементы других, в первую очередь, огузских, тюркских языков. Лингвистический материал мамлюкско-кыпчакских памятников чрезвычайно важен для изучения истории кыпчакских языков в XIII-XV веках, однако, из-за своего смешанного характера, требует предельно осторожного обращения к ним в процедуре реконструкции пракыпчакской фонетической системы.

Надо также отметить, что все мамлюкско-кыпчакские памятники созданы на арабской графической основе, а арабская графика, содержащая всего три знака для обозначения гласных, мало пригодна для передачи всего звукового богатства тюркских языков, в частности, вокализма. Точное траскрибирование тюркских слов из арабографических источников, из-за отсутствия огласовки и других побочных факторов, бывает весьма затруднительным. В существующих публикациях, по известным причинам, связанным со своеобразными особенностями арабского письма (ограниченным количеством графических знаков для обозначения гласных звуков, или их отсутствием, передачей нескольких согласных звуков одним и тем же знаком и т.д., и т.п.), часто одно и то же слово разными исследователями транскрибируется в самых различных вариантах. Такое положение вещей вынуждает нас крайне осторожно вовлекать в корпус основного исследования репрезентативный эмпирический материал практически почти всех письменных памятников кыпчакского языка (и не только арабографичных). Более надежными источниками для реконструкции пракыпчакского состояния представляются данные современных кыпчакских языков, поэтому в своих реконструкциях мы в основном опираемся на данные живых языков, а к письменным памятникам прибегаем только в необходимых случаях.

Разумеется, и живые кыпчакские языки представляют собой не нечто однородное, стерильное. За многовековую историю своего развития практически все кыпчакские языки неоднократно вступали в разного рода контакты со многими другими тюркскими (булгарскими, огузскими, карлукскими и т.д.), а также иносистемными языками, что не могло не сказаться и на фонетическом строе каждого отдельного языка. Однако надо иметь в виду, что звуковые субституции в заимствованных словах, по-видимому, в каждом языке подчиняются определенным закономерностям и не носят случайного характера. Звуковые субституции являются результатом приспособления заимствованного слова к новой фонологической системе, в которой дифференциальные признаки фонем сочетаются несколько иначе, чем в языке-доноре. Сказанное особо важное значение имеет по отношению к заимствованиям из близкородственных языков, каковыми являются большинство тюркских языков. Так, например, даже относительно поздние огузские проникновения в татарском языке в звуковом отношении, как правило, полностью перестраиваются согласно законам фонетики татарского языка, не внося в его фонетический строй какие-либо существенные филологические сдвиги и изменения. В необходимых случаях иноязычные вкрапления можно выделить по морфологическим, лексико-семантическим, ареально-географическим, историко-культурологическим критериям и исключить из корпуса исследования.

Что же касается письменных памятников смешанного (кыпчакско-огузского, кыпчакско-уйгурского и др.) характера, то в них как бы собран материал из двух параллельно существовавших языков и фонетической адаптации между ними не наблюдается. Все это накладывает определенные ограничения на использование материалов смешанных письменных памятников в исследованиях, направленных на реконструкцию фонетического строя праязыкового уровня.

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет