Расширенный поиск
14 Октября  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Къызны минг тилер, бир алыр.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Окъуусуз билим – джокъ, билимсиз кюнюнг – джокъ.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Таукел адам тау тешер.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Билим къая тешер.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Эски джаугъа ышанма.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.

Свадебные традиции Карачаево-Черкесии

17.02.2014 2 6562  Калюжный И.
Иван Калюжный,
Москва
Источник



В прошлом году я делал пост про традицию Карачаево-Черкесии вешать ковры на крышах машин во время свадеб. Пост наделал много шума. И я подумал, что следует разобраться в вопросе!

Мой друг и товарищ Макс Поперёкгорлов, автор снимка машин с коврами, организовал встречу с заслуженным артистом Карачаево-Черкесской республики — Рафаэлем Мукаевым, пятиминутное общение с которым переросло в многочасовое интервью и вот что получилось:



- Вопрос по поводу этих ковров…

Ну, вообще, с чего возникла эта коллизия? Наверное, человек не со зла поставил фотографию, на которой изображены автомобили с коврами на крыше – это карачаевская свадьба – со своими обычаями и национальным колоритом! Если человек смотрит, нравится ему фотография, он берёт и пишет: Да, мне нравится фотография. Кому не нравится – может ничего не писать. Это в лучшем случае. Кто-то не со зла, вероятней всего, захотел пошутить. Но оскорблять традиции народа – никто не имеет права!

Откуда возникло такое понятие, как ковры? Как такового понятия «ковры» не существовало. Например, в древние времена собиралась группа людей - всадников, их могло быть 5-10 и более, и ехали в другое селение. Вот ты видишь издалека: едет горстка всадников: как понять, воевать они едут или с добрыми намерениями?

- Опознавательные знаки были?

Р.М. Ну, естественно. Поэтому когда ехали на праздник целой когортой, например ехали за невестой, то украшали лошадей разноцветными платками и тканями, которые называются флагами (Байракъ). Впереди везли настоящие флаги с изображением тамги (фамильный герб) рода жениха и рода невесты. Потерять их считалось большим позором. Джигиты, сопровождающие невесту в дом жениха, гарцевали на лошадях, пели песни, стреляли из ружей, то есть максимально давали понять, что едут на радость, на свадьбу. Один из знаменосцев "ал атлы" отделялся от свадебной свиты и на всем скаку подъезжал к дому жениха с пением свадебной песни "Орайда". Он оповещал о скором прибытии невесты. С этого как бы всё и начиналось. А в результате, на сегодняшний день украшают автомобили коврами. Но при этом и цветами, конечно же.



- Насколько я понимаю, такая традиция – свадьба богатая. Её принято показывать. Не принято скрывать достаток, и поэтому это просто одна из традиций, как, например, после свадьбы дарить ковры гостям?

Р.М. Да, это такая традиция, которую мы сохранили. Чем больше машин – тем богаче считается свадьба. Каждый ковёр остаётся у владельца автомобиля на который он крепился. На самой красивой машине везут невесту и на этой машине самый яркий и дорогой ковер. И если раньше всадники сопровождающие невесту гарцевали на лошадях и пели песни, то сейчас друзья и родственники жениха также гарцуют на автомобилях под рев клаксонов и зажигательной музыки. Это преобразование традиций. Как вот например: сейчас невеста одевает диадему, а раньше на Руси одевали кокошник.

- Это и фата по сути.

Р.М. Да, фата появилась 2000 лет назад в Риме. И её на Руси приняли только 150 лет назад.

- Хотелось бы узнать про самые красивые и самые древние традиции.

Р.М. Ну вот опять же, если говорить о коврах как о свадебных опознавательных знаках то необходимо сказать и о так называемом знамени. На карачаевском языке это БАЙРАКЪ. Да, слово «байракъ» вообще имеет несколько значений. То есть его можно использовать в разных значениях. Но если, предположим, как я вам говорил, всадники едут, держат древку и на ней развевается «байракъ», то по ней определяют, с какой целью едут. Или вот например сидят старики на сходе старейшин, как определить, кто из них старше? На папаху самого старшего повязывали зеленую ленточку. Это говорило о том, что среди них он главный.

- Можете рассказать ещё про свадебные традиции?

Р.М. Когда забирают невесту и начинает выезжать кортеж со двора невесты, то путь его преграждают поставив полное ведро воды. После того как возьмут выкуп освобождают дорогу кортежу при этом воду выливают на землю как благопожелание новой семье жизни, полной счастья. Также пока кортеж едет в дом жениха, то на всем протяжении движения кортеж останавливают люди, чаще делают это подростки, становясь поперёк, либо ставят поперёк автомобиль. Вот человек выбежал и преграждает путь, потому что это игра, праздничная игра. Сказать: ребята, я попрошу за вас и за счастье молодых, а вы меня чем-нибудь одарите. Раньше калач или конфету давали. Сегодня дают деньги, кто-то бутылки даёт, кто во что горазд. Бывает едут два кортежа навстречу друг другу, и более дерзкие ребята успевают из своего кортежа выскочить и перегородить другому кортежу дорогу, и взять у них деньги или подарки. Есть и такие удальцы.



Или вот, например, едет свадебный кортеж. Машины украшены коврами. А впереди скачут всадники в национальных костюмах на украшенных лошадях. Когда я играл свою свадьбу, ко мне приехали мои друзья из Москвы, которые до этого никогда не были на Кавказе. Я хотел показать им настоящую карачаевскую свадьбу и мы постарались так и сделать. Всем понравилось, многие после уже не раз побывали на Кавказе. И это приятно!

Или вот еще очень красивый обычай: в момент, когда невесту представляют родственникам жениха, ее голову покрывают платками. Звучит зажигательная лезгинка и ребята, нередко это профессиональные танцоры, двигаясь в ритме этой зажигательной музыки вокруг невесты, снимают один за другим платки, постепенно открывая лицо невесты. После того, как снимают последний платок-покрывало, невеста остается в фате. В этот момент к ней один за другим подходят пожилые родственники жениха приветствуют ее в новом доме, обнимают и говорят пожелания. До этого невесту родители жениха не должны видеть, также как и родители невесты не видят до свадьбы жениха.

 

- Ну, людям просто действительно нужно научиться уважать традиции других народов.

Р.М. Все дело в воспитании. Воспитанный человек себе никогда не позволит оскорблять традиции других народов. А человек, который себя, ну извините за выражение, распустил, ему не нужны ни традиции, ни своя история, не говоря уже об истории других народов. Мой педагог Юрий Михайлович Авшаров, народный артист Российской Федерации, покойный ныне, говорил мне: Рафаэль, зритель, приходя к тебе на спектакль должен расти над собой, дотягиваясь до уровня драматурга. Он говорил, что должна существовать планка, чтобы воспитывать, чтобы повышать уровень сознания.

В данном случае, я считаю, что людям стоит научится уважать незнакомые традиции.

Но когда начинают переходить эту грань, говорить, о том, что мол есть такая национальность, у которой непонятные дебильные традиции, вот меня это задевает. У меня есть мой мир, я же никому не навязываю его. Я не бегу и не привязываю этот ковёр на твою машину. Вот например: матч, болельщики. Одни прыгают на своих машинах, флаги вешают. Ну, увидев человека, который подпрыгивает на Audi, забегает на крышу, что можно сказать? Неандерталец, питекантроп. Но этого никто не говорит – это его машина: что хочет, то и делает. Он так выражает свои эмоции. А в случае со свадьбой, так выражаются давно сложившиеся, имеющие свои объяснения традиции народа, которые кому-то могут нравиться, кому-то нет, но уважать их необходимо!

- И не оскорбляй других людей.

Р.М. Ну да, не надо оскорблять другие национальности. Это не говорит, что вот ты такой великолепный, а все остальные, понимаете…

Вот для меня есть чёткое понимание, сформированное, кстати, русской культурой: «В чужой монастырь со своим уставом не лезь». Если человек или группа молодых людей ведут себя по хамски, не как подобает, не как положено себя вести в Москве, нарушают общественный порядок – значит сотрудники полиции должны задержать, оштрафовать, посадить. Всё!

- У нас почему-то так не делают.

Р.М. Поэтому в данном случае, я ещё раз говорю, не надо видеть в людях врагов, недоумков и так далее. Ищи позитив, негатив тебя всегда найдёт. Надо стараться понимать. Избегать плохое. Плохое само догонит, поверь. Жизнь она слишком коротка, чтобы тратить свою энергию и нервы на разбирательства, на скандалы и так далее. Я понимаю, все мы не идеальны, но все же, речь идет об элементарном. Ребята, создавайте, любите, уважайте. Надо научиться уважать друг друга.


- Ну, вообще да, я не буду спорить, я вообще считаю, что люди должны уважать друг друга, независимо от национальности.

Фотографии со свадьбы Рафаэля Мукаева
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментарии (2)

    Джаратама0
    ALANULAN
    20.02.2014 19:21:38
    Аланла!
    Къартладан башлаб ,сабийле бла бошаб-сау миллет биле эсе , ау алгъан адетни тюзю-кертиси ,тебсемеин этилгенин.,,
    бу тышындан келген адетни махтаб, балсытыб ,нек турабыз??!
    Къарангылыкъ??!
    Джаратама0
    lelia
    03.03.2014 01:19:07
    Тюз айтаса! Къарачайда ау джаулукъну юйдегили, насыблы, юлгюлю тиширыу алыргъа керекди.