Расширенный поиск
1 Ноября  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Билеги кючлю, бирни джыгъар, билими кючлю, мингни джыгъар.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Ётюрюк хапар аякъ тюбю бла джюрюйдю.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Ёзденликни кёбю ётюрюк.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
Страницы: 1
БАЙСУЛТАНОВ АЛИМ ЮСУФОВИЧ (Герой Советского Союза)
 
БАЙСУЛТАНОВ АЛИМ ЮСУФОВИЧ (1919-1943)
[img:5449a08090]http://s45.radikal.ru/i109/1005/77/6691e14f8f02.jpg[/img:5449a08090]
[img:5449a08090]http://i082.radikal.ru/1005/0e/04d4bf138f63.jpg[/img:5449a08090]
Материалы по нему:
http://www.elbrusoid.org/content/military/p348292.shtml
http://www.elbrusoid.org/content/military/p447.shtml
http://www.airwar.ru/history/aces/ace2ww/pilots/baisultanov.html
http://www.peoples.ru/military/aviation/alim_baysultanov/
http://blokada.otrok.ru/biogr.php?l=2&n=1aay&t=1
http://www.allaces.ru/p/people.php?id=8507
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=2431
[ главнаялюди и авиацияасы второй мировойссср


Байсултанов Алим Юсуфович




Годы жизни: 1919-1943


Уголок неба. 2004 (Страница: "Байсултанов Алим Юсуфович" Дата модификации: 15-08-2012 )

Алим Байсултанов, балкарец, родился в 1919 году в селе Яникой, ныне Чегемского района Кабардино - Балкарской автономной республики, в семье крестьянина. В 1937 году окончил педагогическое училище и аэроклуб в Нальчике. В том же году был призван на службу в ВМФ. В 1939 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище летчиков. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Воевал в составе 13-го истребительного авиаполка. Веселый и неугомонный, Алим постоянно рвался в бой. На истребителе И-16 он успешно сражался в период обороны Таллина, затем на полуострове Ханко и над ледовой трассой через Ладожское озеро. 14 Марта 1942 года группа советских летчиков под командование Алима Байсултанова провела замечательный воздушный бой. В тот день, около 12:30, во главе шестерки, Алим вылетел на линию фронта сменить патруль. Истребители шли на высоте 3000 метров. Пара прикрытия, которую вел летчик Владимир Дмитриев, шла на 1000 метров выше. Не прошло и пяти минут дежурства в воздухе, как из пункта наведения сообщили: "Большая группа Ju-87 под прикрытием истребителей подходит с юга. Высота 2000 тысячи метров. Атакуйте, "лаптежники" впереди вас, ниже". Для Байсултанова этого было достаточно. Сжав зубы, как делал обычно в таких случаях, он ринулся на врага. Над передним краем, развив большую скорость при пикировании, наши "Ишачки" на встречном курсе атаковали группу "Юнкерсов". Их было около 15-ти. Первого сбил Байсултанов. Затем, Владимир Дмитриев, идя немного сзади, выпустил по бомбардировщикам четыре РС-82 одним залпом и настолько удачно, что противник потерял сразу же еще 2 летевших рядом самолета. Атака ошеломила не только бомбардировщиков, но и истребителей прикрытия. Враг беспорядочно начал сбрасывать бомбовый груз над своей территорией и торопливо разворачиваться на обратный курс. Это позволило Байсултанову сбить еще одного "Юнкерса". Всего же, в этом напряженном бою, противник недосчитался 4-х своих машин, а наши летчики привезли лишь десяток пробоин. К Июню 1942 года заместитель командира эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиаполка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского Флота ) Гвардии Капитан А. Ю. Байсултанов совершил 277 боевых вылетов, участвуя в 45 воздушных боях лично сбил 7 самолетов противника и еще 2 уничтожил на земле. 23 Октября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Летом 1943 года Алим Байсултанов был отправлен в тыл для прохождения краткосрочных курсов командиров эскадрилий. К осени он вернулся в свой полк и продолжил борьбу. В своей книге "Балтийцы сражаются" Адмирал В. Ф. Трибуц, командовавший во время войны Краснознаменным Балтийским Флотом, пишет: "Вспоминаю неоднократные доклады Генерала С. И. Кабанова об одном из храбрейших наших летчиков - истребителей, защищавших небо над Ханко, Алиме Байсултанове, родом из Кабардино - Балкарии. Не было дня, чтобы Алим не поднимался в воздух, и не один раз, а дважды, трижды и более. Как бы трудно ни складывадась обстановка, Алим всегда выходил победителем. 277 боевых вылетов, 13 лично сбитых вражеских самолетов - таков итог короткого боевого пути Героя Советского Союза Алима Юсуфовича Байсултанова." 28 Октября 1943 года, сопровождая штурмовики на остров Сескар ( Финский залив ), отважный летчик погиб в воздушном бою. За период боевой деятельности он был награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ) и медалями В селе Яникой установлен памятник Герою, а бюст - в школе, где он учился. Его имя носит школа и улица в Нальчике, улица в селе Гунделен Баксанского района. Мемориальная доска установлена в Нальчике и деревне Борки ( ныне в черте поселка Лебяжье ) Ломоносовского района Ленинградской области.


[


Герой Советского Союза
Страна: СССР
Годы жизни: 15.05.1919 - 23.09.1943 (ПВБ)
Вид авиации: Истребительная
Категория: Летчик
Места службы:
аг Ханко 06.41÷09.12.41 Летчик
13 иап/4 гиап ВМФ 09.12.41÷23.09.43 Летчик
Боевых вылетов: 277
Воздушных боев: 49
Воздушных побед: 5 индивидуальных и 12 в группе



Родился 15.05.1919 г. в с. Яникой Чегемского района Кабардино-Балкарии. Окончил школу в 1933 г., педучилище и аэроклуб в г. Нальчике в 1937 г.
В ВМФ с 1937 г. В 1939 г. окончил Ейское военно-морское авиационное училище и был направлен в ВВС КБФ.
С начала Великой Отечественной войны летчик 13-го иап. Участник боев на Ханко.
За время войны совершил 277 боевых вылетов, из них 64 раза на штурмовку и 27 - на разведку. Провел 49 воздушных боев, в которых уничтожил лично 5 и 12 самолетов в составе группы.
23.10.42 г. А.Ю.Байсултанову присвоено звание Героя Советского Союза.
23.09.43 г. погиб в воздушном бою.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени.
Имя увековечено на мемориале Борки, в Нальчике. Школа, улицы в г. Нальчике и с. Гунделен Баксанского района носят его имя.
См. также:
список побед
25.06.41
29.06.41
15.07.41
14.09.41
05.10.41
14.10.41
02.12.41
12.03.42
13.03.42
14.03.42
17.03.42
29.03.42
04.04.42
07.04.42
28.05.42
29.05.42
Источники информации:
1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.
2. Цапов И.И., Конев В.Н., Мясников Ю.А. Гвардейцы Балтики крылатой. — М.: ООО "Дельта НБ", 2006.









[/CENTER] ######
Технологии Переводчик

Байсултанов Алим Юсуфович
15.05.1919 - 28.09.1943
Герой Советского Союза



Даты указов


1. 23.10.1942 Медаль № 749



Памятники


п. Лебяжье, на мемориале





Цитата
Байсултанов Алим Юсуфович - заместитель командира эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Краснознамённого Балтийского флота), гвардии капитан; первый уроженец Кабардино-Балкарии - Герой Советского Союза, первый балкарец, удостоеный этого высокого звания.

Родился 15 мая 1919 года в селе Яникой ныне Чегемского района Кабардино-Балкарии в многодетной крестьянской семье. Балкарец. В 1933 году окончил школу, в 1937 году – педагогическое училище и Нальчикский аэроклуб.

В армии с 1937 года. В 1939 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Служил в строевых частях авиации ВМФ (на Балтийском флоте).

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В составе 13-го истребительного авиационного полка защищал небо Таллина, сражался над полуостровом Ханко, затем над ледовой Дорогой жизни. В 1942 годы был принят в партию.

К июню 1942 года заместитель командира эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота) гвардии капитан Алим Байсултанов совершил 277 боевых вылетов. В 45 воздушных боях лично сбил 7 самолётов противника и 2 уничтожил на земле.

Звание Героя Советского Союза заместителю командира эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитану Байсултанову Алиму Юсуфовичу присвоено Указом Призидиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года (№ 749).

Летом 1943 года был направлен на курсы командиров эскадрилий, по окончанию которых был оставлен в должности лётчика-инспектора. Написав 5 рапортов, Алим всё-таки вырвался на фронт. Он отказался от должности командира эскадрильи в другом полку и вернулся в родной, ставший уже 4-м гвардейским. Был назначен заместителем к командиру 3-й авиаэскадрильи В.Ф.Голубеву.

Осенью полк получил новые самолеты Ла-5. 28 сентября 1943 года, сопровождая на ещё не совсем освоеном "лавочкине" штурмовики на острове Сескар (Финский залив), Байсултанов вступил в неравный бой. Сбил в лобовой атаке финский истребитель но и сам был подбит. Самолёт упал в море...

Более 300 боевых вылетов (из них: 64 - на штурмовку и 27 - на разведку), более 50 воздушных боёв, 8 лично уничтоженных вражеских самолётов в воздухе и 2 на аэродромах, ещё 13 - сбитых совместно с товарищами, - таков итог короткого боевого пути Героя Советского Союза Алима Юсуфовича Байсултанова.

Награждён орденом Ленина (1942), 2 орденами Красного Знамени (1939, 1941), медалями.

Памятник Герою установлен в селе Яникой, бюст - в школе, где он учился. Его имя носят школа и пионерская дружина, улицы в Нальчике и селе Гунделен Баксанского района. Мемориальные доски установлены в Нальчике и в деревне Борки (ныне в черте посёлка городского типа Лебяжье) Ломоносовского района Ленинградской области.

В год 60-летия Победы в Кабардино-Балкарии издана книга написанная племянником героя Тауби Мезиевым "Алим Байсултанов - легенда Балтики", режиссёром документального кино Измаилом Кожемовым снят фильм.
ER][/CENTER]
Цитата
В архиве Центрального военно-морского музея хранится листовка, посвященная Герою Советского Союза Алиму Юсуповичу Байсултанову. В ней говорится:

«Выполнив боевое задание, звено советских истребителей во главе с Алимом Байсултановым возвращалось на свой аэродром. Вдруг большая группа вражеских самолетов атаковала советских истребителей. Завязался неравный ожесточенный бой. Байсултанов дрался с двумя «мессершмиттами». Он уничтожил один из них, но и сам был подожжен в воздухе. На горящей машине Байсултанов таранил второй «мессершмитт» и, сам раненый, посадил машину на соседний советский аэродром».

В документе об этом поистине большом подвиге больше ничего не говорится.

О том, что произошло в тот весенний день 1942 года, рассказал бывший начальник штаба авиаполка, ныне подполковник в отставке П.Л. Ройдберг.

...Ровно в 12.00 советские истребители поднялись в воздух и, набрав высоту, скрылись за горизонтом. Фронт приближался. На все лады залаяли немецкие зенитчики. Летчики знали, что в эти минуты десятки снарядов огненными иглами пробивают насквозь облака и каждый их укол может стать роковым для машины...

Задание выполнено: произведена разведка в тылу врага. Теперь можно и домой. Но что это? Колонна противника растянулась по дороге, точно серый удав, направленный головой к фронту. Автомашины, танки. Опять автомашины с солдатами, бензоцистерны. Снова ударили зенитчики.

- Атакуем! - подал команду Байсултанов и сам первым пошел на цель...

Загорелось несколько автомашин противника, два танка. После командирской машины столь же уверенно и точно атаковали колонну противника и другие советские истребители. Вражеская колонна была уничтожена. Теперь - домой, к родному аэродрому. И вдруг... «Мессершмитты», - доложил ведомый Байсултанову. - «Вижу!» - ответил Алим.

Пятнадцать «мессеров» шли на звено советских истребителей. Что делать? «Принять бой», - пронеслось в голове Байсултанова. Он продолжал вести звено, не сворачивая, не уступая курса, навстречу вражеским стервятникам. По команде Алима советские летчики стали посылать короткие очереди в острые морды «мессеров». Огонь не умолкал. С каждой секундой росло напряжение. Силы были неравные. «Дойдем все равно! Прорвемся!» - думает командир. Вдруг что-то гулко треснуло внутри машины Алима и его обдало воздухом. Алим осмотрелся. Снаряд вражеского истребителя пронзил самолет Байсултанова и не разорвался. Запахло бензином. «Горю», - подумал Алим. Он безуспешно попытался сбить огонь. А боевые друзья отбивали новые атаки, защищая командира. «Не отступать», - не сказал, а выкрикнул Алим. И его машина рванулась вперед. Он шел навстречу «мессершмитту». Немец не уклонялся от лобового удара. Самолеты стремительно сближались. Двести метров, сто, пятьдесят, наконец, двадцать пять метров!.. Байсултанов не менял курса. И немец, увидев приближающийся горящий самолет, отвернул свою машину и, конечно, погиб.

Снова на горящей машине Алим ринулся в бой и таранил второй «мессершмитт». Остальные немецкие стервятники стали удирать. Байсултанов взял штурвал на себя и круто повел машину в небо. Она скрылась в облаках, и летчики потеряли его. Звено благополучно вернулось на свой аэродром, но без командира.

Весть о том, что Алим Байсултанов на горящем самолете продолжал вести бой и уничтожил два «мессершмитта», а потом его потеряли из виду, была большим горем для товарищей. А в это время Алим боролся с огненными языками пламени. Он набрал высоту и ринулся вниз. Штурвал от себя - в последнее огненное пике! Гастелло, Петр Игашев, Юрий Спицин... Сколько их было, сумевших гибель свою превратить в разящий, страшный удар по врагу. Со свистом ветра бешенно мчались секунды. Навстречу машине летела земля. Байсултанов взглянул вниз и оторопел. На дороге догорало лишь то, что расстреляло звено советских истребителей. Других целей не было: немцы, увидев уходящую ввысь горящую машину, сперва замерли в смертельном ужасе, а потом бросились убирать с дороги уцелевшие машины и цистерны. О, они отлично знали, что бывает после того, как горящий советский самолет взмывает в небо! И пока Байсултанов боролся за облаками с пламенем, враги успели рассредоточить остатки колонны в ближайшей роще.

Алима озарила мысль: «Цели нет. А что если...» Машина вдруг вышла из пике, пронеслась над дорогой и вышла к линии фронта. Раненая левая рука висела, а правая крепко держала штурвал. Алим дал полный газ. Краснозвездный «ястребок», точно огненный вихрь, на бреющем полете несся над немецкими позициями, над замолчавшими зенитками. С каждой сотней метров росло в кабине пламя. Вот и наш передний край. Куда сесть? Проволока... Блиндажи... Воронки... Сопка... Вот аэродром, советский аэродром! Но как посадить машину?

Летчики-истребители, направляясь к машинам, увидели, как над ними пронесся объятый пламенем самолет. Он развернулся и, сделав круг, пошел на посадку. Летчики оцепенели. Байсултанов сел на соседний аэродром. Выскочив из кабины, Алим бросился к пробоине, через которую вытекал пылающий бензин. Сев с парашютом на пробоину, он начал полами реглана сбивать пламя с дюраля.

Когда к самолету, запыхавшись, прибежала с огнетушителями в руках аэродромная команда, Алим сказал: «Не надо, сам управился». Самолет был спасен. О том, что Алим Байсултанов жив и машина спасена, передали по телефону в его часть. Гвардейцы никогда не забудут этой встречи. Весь полк высыпал на аэродром. Когда Алим вышел из самолёта, который доставил его с соседнего аэродрома, к нему подошёл командир полка и, крепко обняв его, только и смог выговорить: «Дорогой ты мой Алим!».

Таубий Мизиев "На горящем самолёте" газета "Северный Кавказ" 05.05.2004 г.
 
Байсултанов Алим Юсуфович ,наградной лист на 2 орден Красного Знамени
 
Герой Советского Союза Байсултанов Алим Юсуфович
 
Байсултанов Алим Юсуфович, указ о награждение первым орд. Красного Знамени издан 16 сентября 1941г.
 
Назмуну ким жазгъанын билмейме, Омар жырлаучу эди.

*****

Сабийлигингден сен бийиклени
сюйюп ёсгененг таулада,
сен къыралынгы къушу болгъаненг,
уча эдинг булутлада.

Алим, «ёлюрме» деп къоркъа билмей,
бир батыр лётчик болгъаненг,
къыралыбызгъа душманны иймей,
къурч къала кибик, тургъаненг.

Совет лётчикле, тау къушла кибик,
кёк бийигинде учханда,
душман лётчикле къача эдиле,
Алим ызларындан къуугъанда.

Ара шахарыбыз Москваны,
кеси юйюнгча, сакъладынг,
аны ючюн уруш этген заманда
сен «ёлюрме» деп къоркъмадынг.

Жигитлигинг, батырлыгъынг, Алим,
битеу къыралгъа айтылгъан,
Балтий тенгизи сени жутса да,
атынг халкъынг бла къалгъан.

Къыралыбызны душмандан сакълай,
бергенсе батыр жанынгы,
жырларыбызда жашарса, Алим,
унутмазбыз биз атынгы!
 
http://www.elbrusoid.org/forum/messages/forum183/topic7832/message2123276/#message2123276 - про презентацию книги про Байсултанова А.Ю. в Нальчикском филиале Эльбрусоида. Хорошо было бы, если бы скопировали сюда с фотографиями
Я самая классная на форуме))))))))))))))
Страницы: 1
Читают тему (гостей: 1)

Форум  Мобильный | Стационарный