Уголок неба. 2004 (Страница: "Байсултанов Алим Юсуфович" Дата модификации: 15-08-2012 )
Алим Байсултанов, балкарец, родился в 1919 году в селе Яникой, ныне Чегемского района Кабардино - Балкарской автономной республики, в семье крестьянина. В 1937 году окончил педагогическое училище и аэроклуб в Нальчике. В том же году был призван на службу в ВМФ. В 1939 году окончил Ейское военно - морское авиационное училище летчиков. С началом Великой Отечественной войны на фронте. Воевал в составе 13-го истребительного авиаполка. Веселый и неугомонный, Алим постоянно рвался в бой. На истребителе И-16 он успешно сражался в период обороны Таллина, затем на полуострове Ханко и над ледовой трассой через Ладожское озеро. 14 Марта 1942 года группа советских летчиков под командование Алима Байсултанова провела замечательный воздушный бой. В тот день, около 12:30, во главе шестерки, Алим вылетел на линию фронта сменить патруль. Истребители шли на высоте 3000 метров. Пара прикрытия, которую вел летчик Владимир Дмитриев, шла на 1000 метров выше. Не прошло и пяти минут дежурства в воздухе, как из пункта наведения сообщили: "Большая группа Ju-87 под прикрытием истребителей подходит с юга. Высота 2000 тысячи метров. Атакуйте, "лаптежники" впереди вас, ниже". Для Байсултанова этого было достаточно. Сжав зубы, как делал обычно в таких случаях, он ринулся на врага. Над передним краем, развив большую скорость при пикировании, наши "Ишачки" на встречном курсе атаковали группу "Юнкерсов". Их было около 15-ти. Первого сбил Байсултанов. Затем, Владимир Дмитриев, идя немного сзади, выпустил по бомбардировщикам четыре РС-82 одним залпом и настолько удачно, что противник потерял сразу же еще 2 летевших рядом самолета. Атака ошеломила не только бомбардировщиков, но и истребителей прикрытия. Враг беспорядочно начал сбрасывать бомбовый груз над своей территорией и торопливо разворачиваться на обратный курс. Это позволило Байсултанову сбить еще одного "Юнкерса". Всего же, в этом напряженном бою, противник недосчитался 4-х своих машин, а наши летчики привезли лишь десяток пробоин. К Июню 1942 года заместитель командира эскадрильи 4-го Гвардейского истребительного авиаполка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского Флота ) Гвардии Капитан А. Ю. Байсултанов совершил 277 боевых вылетов, участвуя в 45 воздушных боях лично сбил 7 самолетов противника и еще 2 уничтожил на земле. 23 Октября 1942 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Летом 1943 года Алим Байсултанов был отправлен в тыл для прохождения краткосрочных курсов командиров эскадрилий. К осени он вернулся в свой полк и продолжил борьбу. В своей книге "Балтийцы сражаются" Адмирал В. Ф. Трибуц, командовавший во время войны Краснознаменным Балтийским Флотом, пишет: "Вспоминаю неоднократные доклады Генерала С. И. Кабанова об одном из храбрейших наших летчиков - истребителей, защищавших небо над Ханко, Алиме Байсултанове, родом из Кабардино - Балкарии. Не было дня, чтобы Алим не поднимался в воздух, и не один раз, а дважды, трижды и более. Как бы трудно ни складывадась обстановка, Алим всегда выходил победителем. 277 боевых вылетов, 13 лично сбитых вражеских самолетов - таков итог короткого боевого пути Героя Советского Союза Алима Юсуфовича Байсултанова." 28 Октября 1943 года, сопровождая штурмовики на остров Сескар ( Финский залив ), отважный летчик погиб в воздушном бою. За период боевой деятельности он был награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( дважды ) и медалями В селе Яникой установлен памятник Герою, а бюст - в школе, где он учился. Его имя носит школа и улица в Нальчике, улица в селе Гунделен Баксанского района. Мемориальная доска установлена в Нальчике и деревне Борки ( ныне в черте поселка Лебяжье ) Ломоносовского района Ленинградской области.
Родился 15.05.1919 г. в с. Яникой Чегемского района Кабардино-Балкарии. Окончил школу в 1933 г., педучилище и аэроклуб в г. Нальчике в 1937 г.
В ВМФ с 1937 г. В 1939 г. окончил Ейское военно-морское авиационное училище и был направлен в ВВС КБФ.
С начала Великой Отечественной войны летчик 13-го иап. Участник боев на Ханко.
За время войны совершил 277 боевых вылетов, из них 64 раза на штурмовку и 27 - на разведку. Провел 49 воздушных боев, в которых уничтожил лично 5 и 12 самолетов в составе группы.
23.10.42 г. А.Ю.Байсултанову присвоено звание Героя Советского Союза.
23.09.43 г. погиб в воздушном бою.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени.
Имя увековечено на мемориале Борки, в Нальчике. Школа, улицы в г. Нальчике и с. Гунделен Баксанского района носят его имя.
См. также: список побед 25.06.41 29.06.41 15.07.41 14.09.41 05.10.41 14.10.41 02.12.41 12.03.42 13.03.42 14.03.42 17.03.42 29.03.42 04.04.42 07.04.42 28.05.42 29.05.42 Источники информации: 1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.
2. Цапов И.И., Конев В.Н., Мясников Ю.А. Гвардейцы Балтики крылатой. — М.: ООО "Дельта НБ", 2006.
Байсултанов Алим Юсуфович - заместитель командира эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Краснознамённого Балтийского флота), гвардии капитан; первый уроженец Кабардино-Балкарии - Герой Советского Союза, первый балкарец, удостоеный этого высокого звания.
Родился 15 мая 1919 года в селе Яникой ныне Чегемского района Кабардино-Балкарии в многодетной крестьянской семье. Балкарец. В 1933 году окончил школу, в 1937 году – педагогическое училище и Нальчикский аэроклуб.
В армии с 1937 года. В 1939 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище. Служил в строевых частях авиации ВМФ (на Балтийском флоте).
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. В составе 13-го истребительного авиационного полка защищал небо Таллина, сражался над полуостровом Ханко, затем над ледовой Дорогой жизни. В 1942 годы был принят в партию.
К июню 1942 года заместитель командира эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота) гвардии капитан Алим Байсултанов совершил 277 боевых вылетов. В 45 воздушных боях лично сбил 7 самолётов противника и 2 уничтожил на земле.
Звание Героя Советского Союза заместителю командира эскадрильи 4-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитану Байсултанову Алиму Юсуфовичу присвоено Указом Призидиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года (№ 749).
Летом 1943 года был направлен на курсы командиров эскадрилий, по окончанию которых был оставлен в должности лётчика-инспектора. Написав 5 рапортов, Алим всё-таки вырвался на фронт. Он отказался от должности командира эскадрильи в другом полку и вернулся в родной, ставший уже 4-м гвардейским. Был назначен заместителем к командиру 3-й авиаэскадрильи В.Ф.Голубеву.
Осенью полк получил новые самолеты Ла-5. 28 сентября 1943 года, сопровождая на ещё не совсем освоеном "лавочкине" штурмовики на острове Сескар (Финский залив), Байсултанов вступил в неравный бой. Сбил в лобовой атаке финский истребитель но и сам был подбит. Самолёт упал в море...
Более 300 боевых вылетов (из них: 64 - на штурмовку и 27 - на разведку), более 50 воздушных боёв, 8 лично уничтоженных вражеских самолётов в воздухе и 2 на аэродромах, ещё 13 - сбитых совместно с товарищами, - таков итог короткого боевого пути Героя Советского Союза Алима Юсуфовича Байсултанова.
Награждён орденом Ленина (1942), 2 орденами Красного Знамени (1939, 1941), медалями.
Памятник Герою установлен в селе Яникой, бюст - в школе, где он учился. Его имя носят школа и пионерская дружина, улицы в Нальчике и селе Гунделен Баксанского района. Мемориальные доски установлены в Нальчике и в деревне Борки (ныне в черте посёлка городского типа Лебяжье) Ломоносовского района Ленинградской области.
В год 60-летия Победы в Кабардино-Балкарии издана книга написанная племянником героя Тауби Мезиевым "Алим Байсултанов - легенда Балтики", режиссёром документального кино Измаилом Кожемовым снят фильм.
ER][/CENTER]
Цитата
В архиве Центрального военно-морского музея хранится листовка, посвященная Герою Советского Союза Алиму Юсуповичу Байсултанову. В ней говорится:
«Выполнив боевое задание, звено советских истребителей во главе с Алимом Байсултановым возвращалось на свой аэродром. Вдруг большая группа вражеских самолетов атаковала советских истребителей. Завязался неравный ожесточенный бой. Байсултанов дрался с двумя «мессершмиттами». Он уничтожил один из них, но и сам был подожжен в воздухе. На горящей машине Байсултанов таранил второй «мессершмитт» и, сам раненый, посадил машину на соседний советский аэродром».
В документе об этом поистине большом подвиге больше ничего не говорится.
О том, что произошло в тот весенний день 1942 года, рассказал бывший начальник штаба авиаполка, ныне подполковник в отставке П.Л. Ройдберг.
...Ровно в 12.00 советские истребители поднялись в воздух и, набрав высоту, скрылись за горизонтом. Фронт приближался. На все лады залаяли немецкие зенитчики. Летчики знали, что в эти минуты десятки снарядов огненными иглами пробивают насквозь облака и каждый их укол может стать роковым для машины...
Задание выполнено: произведена разведка в тылу врага. Теперь можно и домой. Но что это? Колонна противника растянулась по дороге, точно серый удав, направленный головой к фронту. Автомашины, танки. Опять автомашины с солдатами, бензоцистерны. Снова ударили зенитчики.
- Атакуем! - подал команду Байсултанов и сам первым пошел на цель...
Загорелось несколько автомашин противника, два танка. После командирской машины столь же уверенно и точно атаковали колонну противника и другие советские истребители. Вражеская колонна была уничтожена. Теперь - домой, к родному аэродрому. И вдруг... «Мессершмитты», - доложил ведомый Байсултанову. - «Вижу!» - ответил Алим.
Пятнадцать «мессеров» шли на звено советских истребителей. Что делать? «Принять бой», - пронеслось в голове Байсултанова. Он продолжал вести звено, не сворачивая, не уступая курса, навстречу вражеским стервятникам. По команде Алима советские летчики стали посылать короткие очереди в острые морды «мессеров». Огонь не умолкал. С каждой секундой росло напряжение. Силы были неравные. «Дойдем все равно! Прорвемся!» - думает командир. Вдруг что-то гулко треснуло внутри машины Алима и его обдало воздухом. Алим осмотрелся. Снаряд вражеского истребителя пронзил самолет Байсултанова и не разорвался. Запахло бензином. «Горю», - подумал Алим. Он безуспешно попытался сбить огонь. А боевые друзья отбивали новые атаки, защищая командира. «Не отступать», - не сказал, а выкрикнул Алим. И его машина рванулась вперед. Он шел навстречу «мессершмитту». Немец не уклонялся от лобового удара. Самолеты стремительно сближались. Двести метров, сто, пятьдесят, наконец, двадцать пять метров!.. Байсултанов не менял курса. И немец, увидев приближающийся горящий самолет, отвернул свою машину и, конечно, погиб.
Снова на горящей машине Алим ринулся в бой и таранил второй «мессершмитт». Остальные немецкие стервятники стали удирать. Байсултанов взял штурвал на себя и круто повел машину в небо. Она скрылась в облаках, и летчики потеряли его. Звено благополучно вернулось на свой аэродром, но без командира.
Весть о том, что Алим Байсултанов на горящем самолете продолжал вести бой и уничтожил два «мессершмитта», а потом его потеряли из виду, была большим горем для товарищей. А в это время Алим боролся с огненными языками пламени. Он набрал высоту и ринулся вниз. Штурвал от себя - в последнее огненное пике! Гастелло, Петр Игашев, Юрий Спицин... Сколько их было, сумевших гибель свою превратить в разящий, страшный удар по врагу. Со свистом ветра бешенно мчались секунды. Навстречу машине летела земля. Байсултанов взглянул вниз и оторопел. На дороге догорало лишь то, что расстреляло звено советских истребителей. Других целей не было: немцы, увидев уходящую ввысь горящую машину, сперва замерли в смертельном ужасе, а потом бросились убирать с дороги уцелевшие машины и цистерны. О, они отлично знали, что бывает после того, как горящий советский самолет взмывает в небо! И пока Байсултанов боролся за облаками с пламенем, враги успели рассредоточить остатки колонны в ближайшей роще.
Алима озарила мысль: «Цели нет. А что если...» Машина вдруг вышла из пике, пронеслась над дорогой и вышла к линии фронта. Раненая левая рука висела, а правая крепко держала штурвал. Алим дал полный газ. Краснозвездный «ястребок», точно огненный вихрь, на бреющем полете несся над немецкими позициями, над замолчавшими зенитками. С каждой сотней метров росло в кабине пламя. Вот и наш передний край. Куда сесть? Проволока... Блиндажи... Воронки... Сопка... Вот аэродром, советский аэродром! Но как посадить машину?
Летчики-истребители, направляясь к машинам, увидели, как над ними пронесся объятый пламенем самолет. Он развернулся и, сделав круг, пошел на посадку. Летчики оцепенели. Байсултанов сел на соседний аэродром. Выскочив из кабины, Алим бросился к пробоине, через которую вытекал пылающий бензин. Сев с парашютом на пробоину, он начал полами реглана сбивать пламя с дюраля.
Когда к самолету, запыхавшись, прибежала с огнетушителями в руках аэродромная команда, Алим сказал: «Не надо, сам управился». Самолет был спасен. О том, что Алим Байсултанов жив и машина спасена, передали по телефону в его часть. Гвардейцы никогда не забудут этой встречи. Весь полк высыпал на аэродром. Когда Алим вышел из самолёта, который доставил его с соседнего аэродрома, к нему подошёл командир полка и, крепко обняв его, только и смог выговорить: «Дорогой ты мой Алим!».
Таубий Мизиев "На горящем самолёте" газета "Северный Кавказ" 05.05.2004 г.