АДАМ - ЧЕЛОВЕК
1. ЖАН - ДУША
Жукъламагъан уянмайды, Туумагъан ёлмейди.
Кёлюнг таза болса, Сёзюнг маза болур.
Жан дегенинг ? бир тылпыу.
Мал ашаудан тоймаз, Жан жашаудан тоймаз.
Адам - дуниягъа къонакъ, Жаны ? санына къонакъ.
Сан талмаса, жан талмаз.
Жанны жети кючю бар.
(Тин, ал, къут, кёл, бус, ах, жан.)
Перевод:
Что не спит, то не пробуждается, Что не рождается, то не умирает.
Если душа твоя будет чиста, В слове твоем будет сила.
Душа ? всего лишь один выдох.
Скот не пресытится кормом, Душа не пресытится жизнью.
Человек ? гость мира, Его дух ? гость его тела.
Утомляется плоть, но не дух.
У души семь сил (качеств). (Тин, ал, кут, кёл, бус (мус), ах,
жан.)
Комментарий:
Кодекс рассматривает человека как очень сложно устроенное существо, обладающее различными качествами и многообразно себя проявляющее. И первое требование, предъявляемое к душе, - быть чистой от пороков, которые уподобляются физической грязи и делают человека слабым перед лицом предстоящих испытаний. Слово человека с грязной душой не имеет в себе силы, поскольку состоит из лжи, оно только звук. Но что есть сама душа? Если представлять ее чисто физически, она подобна одному выдоху. Душа, будучи самой жизнью, привязана к земному существованию, но обречена с ней расстаться. Дать ей удовлетворение жизнь не может. Человек подобен гостю этого мира, а его дух - лишь в гостях у своего же тела, которое ему, конечно, прислуживает. Но вечно быть в гостях нельзя. Представление о семи ипостасях души, ее энергетических центрах было описано выше. Следует отметить странное наличие двух терминов ах, бус у в том же значении ? душа?, у древних египтян.
Дух един и неделим, нематериален, поскольку является ?частицей? Бога, заключенной в человеке. Но душа - это уже множественность, поскольку есть его отражение, диалог духа и плоти. Живых существ ( тварных, душ) насчитывали семь видов: хансла (? травы?), терек-чырпыла (? деревья и кустарники?), къурт-къумурсхала (? черви, жуки, насекомые?), чабакъла (?рыбы?), малла (? дикие и домашние травоядные?), жаныуарла (? хищники?), къанатлыла (?пернатые?). Это то, что находится между неживой природой и человеком. Человек есть дух, поэтому только к нему ( а также к ангелам и бесам) в карачаево-балкарском языке относится местоимение ?кто? (ким), все остальное - ?что? (не).