Расширенный поиск
31 Октября  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Тёзген – тёш ашар!
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Кёбге таш атма.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
Translit

К вопросу о познавательном туризме в КЧР

21.01.2005 0 5277

Артур N,
Карачаевск

Мало кому в России известно, что на территории Карачаево-Черкесской республики находятся пять древних храмов. И мало того: все они являются САМЫМИ ДРЕВНИМИ в России. А кто знает, что в бассейне реки Большой Зеленчук находится старейший в Восточной Европе астрономический объект? И что на небольшой площади Нижнего Архыза сохранились памятники сразу трех видов раннесредневековой письменности - древнетюркской рунической, греческой и арабской куфической?

Конечно, те из наших земляков, которые хотя бы немного интересуются историей родного края, хорошо знают эти исторические факты. Но известно ли это так, как известны, например, египетские пирамиды или Эйфелева башня? И самый главный вопрос: представляет ли эта информация интерес для туриста, который приехал на отдых к нам в республику? Стали уже пресловутыми выражения, что мы ходим по земле, усыпанной деньгами, но не можем их поднять. Действительно ли современному туристу (горнолыжнику, альпинисту, горному туристу, курортнику…) интересно на отдыхе пуститься еще и в познавательный поход? А если действительно это им интересно, так почему же тогда никто до сих пор не занимается этим? Об этом можно дискутировать и спорить. Чем, собственно, и ограничивается дело. Я же хотел бы поделиться некоторым личным опытом практических попыток внедрить познавательный туризм в Карачаево-Черкесии. Попробую, думаю, сам, и видно будет: стоит ли дальше это развивать? В  условия так называемого низкого социально-экономического уровня жизни человек невольно мыслит более прозаически.

Работая в сфере туризма на Домбае, я решил включить в перечень маршрутов новые, до этого не обкатанные маршруты историко-познавательной направленности. И мой вывод: развивать стоит. Просто необходимо! "Позитивно-доходный" результат обязательно будет, но только при правильном маркетинговом (если можно так сказать) подходе. Клиентам нужно все грамотно преподнести.
Для себя я избрал следующие принципы работы с туристами:
- информация должна быть правдивой,
- интересной, увлекательной и в то же время - полезной,
- доступной и легкоусвояемой,
- креативной, оригинальной, самобытной;
- необходима живая обратная связь, т.е. экскурсовод должен чувствовать своих туристов, а не сухо "отбивать" заученную маршрутную информацию,
- рассказ должен содержать юмористические вставки, которые привнесут в повествование элемент развлекательности;
- сторониться споров и, соответственно, спорных тем…

Есть, конечно, и еще ряд специфических тонкостей и хитростей экскурсионной работы. В результате эксперимента обнаружилось, что новые маршруты пользовались если не бoльшим, то, по крайней мере, таким же интересом, как и классические маршруты из Теберды и Домбая.
Маршруты мои были заранее проработаны. Это поход к Сентинскому и Шоанинскому храмам (автомобильный, велосипедный), к трем зеленчукским храмам (автомобильный).

Второй - автомобильные экскурсии из Домбая в Верхнекубанскую котловину (Большой Карачай) с остановками в местах с достопримечательностями:
а) У впадения р. Худеса в р. Кубань -  Къарачайны Къадау Ташы (букв. "Замкoвый Камень Карачая" - по преданию, он упал с неба.  Возле него легендарный предводитель карачаевского народа Къарча делил земли в верховьях Кубани. Камень пользовался большим почитанием); Къарчаны от келилери (букв. "пороховые ступы Къарчи", где производился порох);
б) У аула Хурзук - раннесредневековая башня Мамия-Къала;
в) У аула Учкулан - целебный источник, близ которого старинная мощеная дорога 1860-1870-х гг. (продолжали традиции аланского дорожного строительства эпохи Великого Шелкового пути);
г) У аула Къарт-Джурт - княжеские мавзолеи позднего средневековья (продолжали традиции аланского склепового зодчества).

Нельзя сказать, что эти маршруты совсем уж новые. Когда-то в советское время некоторые из них уже действовали. Но я постарался вдохнуть в них новую жизнь. Например, когда-то известный инструктор Бойнсузов Ракай, что называется, "от балды" во время экскурсии придумал историю, которую потом ему же и пересказали - он сам над этой историей искренне смеялся (информация с его слов). А история такая. Были якобы обнаружены незаконченные тоннели от мужского Шоанинского монастыря и от женского Сентинского в направлении друг к другу. Причем тот тоннель, который шел от женского - был шире, длиннее, и там было обнаружено больше человеческих (женских) останков, чем от аналогичного сооружения, идущего от мужского монастыря. И это говорит о том, что женщины более подвержены страстям и готовы из-за этого на большие жертвы. Видимо, Ракай, в тот момент воспользовался песней Высоцкого, в которой описывался аналогичный сюжет. Надо отметить, что старые домбайские и тебердинские инструктора были талантливыми шутниками и острословами. 

К чему я вспомнил эту историю? После того, как я начал популяризировать маршруты к храмам, это заметили местные предприимчивые ребята и тоже стали возить туда людей. Но, как мне известно, они возят их туда показать "монастырь", и рассказывают при этом ракаевскую историю, ставшую уже классической. В эту историю никто не верит, но всем весело. Но ведь истинная информация об объекте гораздо интереснее!

Монастыри были основаны только в конце XIX в. и находились рядом с храмами (последние были в ведении этих монахов). А сами храмы были построены более тысячи лет назад. Когда Русь еще не была крещена, здесь уже стояли христианские храмы. Один этот факт, как показал мой опыт, сам по себе вызывает у туристов живейший интерес. После исторического познавательного экскурса по дороге к храму они спешили подойти, прикоснуться к древним стенам, сфотографировать оставшиеся фрагменты фресок, ходили вокруг храмов, осматривали каждый камень… То есть интерес к ним неописуемо высокий. Необходимо только организованно, под контролем ОДНОГО ведомства выстроить маршруты, провести небольшую рекламную кампанию среди туристов и утвердить, в конце концов, фактологическое содержимое экскурсионных текстов. Буквально через полгода отдача будет заметной.

Фото: Юсуф Атаев

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет