Расширенный поиск
29 Февраля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Нарт сёз къарт болмаз.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Хата – гитчеден.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.

БИТТИРОВА АБИДАТ МАХАЕВНА

11.03.2017 0 3297
Родилась в сентябре 1918 года в с. Верхний Хулам (ныне - Кабардино-Балкарская Республика).

Балкарская актриса.

Заслуженная артистка Кабардино-Балкарской АССР.

Окончила национальную студию ГИТИСа в 1940 году.

Актриса балкарской труппы Кабардино-Балкарского драматического театра.

Была репрессирована в 1944 году вместе со всем балкарским народом. В годы депортации работала на строительстве ГЭС в Казахстане помощницей бухгалтера. Осталась на ГЭС и после пуска станции оператором. Имела много поощрений, в том числе и Почетную грамоту ЦК Компартии Казахстана.

Возвратившись на родину и поселившись в Герпегеже, казалось, навсегда позабыла и театр, и свое прошлое, связанное со сценой. Но вместе с уцелевшими в годы войны и ссылки актерами труппы вновь оказалась на сцене. Полностью реабилитирована 01.12.1993.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

Слепая женщина («Рассвет в горах» И. Боташева), Мать («После свадьбы»), играла в драме К. Хетагурова «Фатима», в комедии «Женихи» А. Токаева, в «Батыре и медвежьей шкуре» Х. Шхагапсоева, в «Судьбе Султана» И. Боташева, в ряде спектаклей русской и зарубежной классики, в том числе и в гоголевской «Женитьбе».

СВЕТЛЫЕ НАДЕЖДЫ АБИДАТ

Известной балкарской актрисе Абидат Биттировой в эти дни исполнилось 93 года.





Девяносто третий день рождения актриса встретила в кругу родных, близких и друзей, число которых весьма внушительно: дочь актрисы Лиза подарила ей двух внучек, те – по три правнучки. Долгожданный праправнук появился к празднику как самый желанный подарок. Прапрабабушка не нарадуется этому дару судьбы.

Много лет назад рабфаковка Абидат по рекомендации известного театрала Касыма Акаева попала на экзамен к режиссеру и педагогу Илье Судакову, который набирал кабардинскую и балкарскую группы для ГИТИСа. 

Улыбаясь, она вспоминает, как Судаков предложил сыграть этюд: 

– Он спросил, что я стану делать, встретив на дороге змею. Я, недолго думая, ответила: схвачу ее и отброшу в сторону...

Так Абидат вместе с Тамарой Залихановой и Жаухар Биттировой стала студенткой театрального института. В ГИТИСе Абидат усвоила классическую школу актерского мастерства. Техника речи, мимика, жесты, методика движений, пение и танец – ей все давалось легко. Первая балкарская студия от первого до последнего курса не отдала никому переходящий красный вымпел. Фото, где Магомед Кучуков снялся с этим вымпелом, студийцы привезли в Нальчик.

В 1939 году состоялось открытие драмтеатра. Премьерный показ «Овечьего источника» Лопе де Вега прошел с триумфом.

Абидат Биттирова, в основном играя роли второго плана, остается признанным мастером эпизода. Актриса вспоминает, что как-то нужно было сыграть девушку-гармонистку, а инструментом она не владела. Коллега Омар Балаев настойчиво заставлял на бутафорской гармошке повторять мелодию, и на премьере Абидат оказалась настолько убедительной, что потом ее часто просили исполнить «ту самую вещь». А Султан Теуважев как-то обмолвился: «У нас же есть готовая гармонистка»...



Жизнь не баловала Абидат. В три года она лишилась матери, в 37-м году был расстрелян отец. Потом многолетняя депортация...

Но воля к жизни и целеустремленность помогли ей выстоять, стать личностью и замечательной актрисой. Сегодня она мечтает, чтобы на нашей земле царили мир и согласие, чтобы ее любимый театр оставался успешным. Она рада вниманию близких и может часами слушать певца Алима Газаева. Абидат полна светлых надежд и хотела бы жить не меньше своего деда, который умер в 105 лет.

Светлана Моттаева,
"КАБАРДИНО-БАЛКАРСКАЯ ПРАВДА",
15 октября 2011 года

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет