Цитата |
---|
KuchukPoImeni_ITN пишет:
АсСаляму алейкум, багъалы къарнашларым бла эгечлерим)).
Быллай бир соруум бар эди. Бир кюн атамы эгечи айтады: " Юйге къонакъ кирсе, олтуруб юйдегиле ашай турсала стол юсюнден киши турмайды джангыз джыллары бла джаш болгъан туруб къонакъны тегерегине джабады". Эм сейири айтханындан, гырджын ючюн турмайдыла дегени.
Сагъыш этиб, соргъанымда, сора нек болмайдыда турургъа сез ючюн джангыз кеси олтуруб турса? Экинчи соруум: не зат бла сыйын кермейме мен гырджынны джангыз кесим бола турсам эрге
къонакъгъа?? (Тилимде къарыусуз селешеме, къалай болсада кюрешдим )
Какая связь между человеком и хлебом, и в чем выражено его неуважение к хлебу, если он встает из за стола, чтобы встретить гостя?? Тетя ответила, что так положено, но это не ответ)). Мне нужен глубинный смысл этого адата. Если не сложно дайте ответ)
|
Да. Есть такой адат. Но его глубинный смысл врят ли тебе кто то пояснит. Потому как этот адат распространен не только в среде карачаевцев и балкарцев, но так же имеет место быть и у других народов. Для этого надо быть большим специалистом в области мировой истории и культурологии. А специалистов подобного уровня среди представителей нашего народа к сожалению нет.
Дело в том, что тот или иной адат является следствием следущих причин:
1. Общинный - когда та или иная община вырабатывает внутри себя ту или иную традицию. По этому говорят порой: У нас так заведено.
3.Природно-климатические - это те, что обусловлены территорией проживания и климатическими особенностями этого региона. Например в пустыне путнику непременно первым делом предложат стакан воды. А в северных регионах присесть ближе к очагу.
2. Заимстование - когда происходит заимствование (чаще всего в процессе ассимиляции либо вхождение в состав более могущественного образования)
3. Религиозное (ислам, христианство и т.д.) вкрапление - когда те или иные религиозные каноны устанавливают правила и нормы поведения.
4. Языческие древние верования, которые еще возникли в эпоху когда на этнической карте мира не было ни карачаевцев еще, ни балкарцев, ни многих других племен и народов.
По этой причине подавляющее большинство адатов невозможно разложить по косточкам до глубинных их смыслов. Тем более отсутствие письменности усугубляет этот экскурс в глубину.
Но справедливости ради можно выделить две категории адатов. Это те что имеют сакральные корни, и те что возникли на бытовой почве. Некоторые их них уже являются неким анахронизмом, не вписывающиеся в современные реалии жизни по причине отсутствия в них смысла впринципе. Вот например похороны усопшего. Приходят с соболезнованиями мужская половина. И подавляющая часть накидывает на голову шляпу или иной головной убор. Спроси их зачем они это делают и подавляющая часть из них не сможет сформулировать ответ. К религии это никакого отношения не имеет, в частности к исламу. Если это чисто кавказский адат ходить с покрытой головой, то почему об этом вспоминают только в день похорон, а не каждый день выходя из дома? Вот такая занимательная тригонометрия))