Расширенный поиск
10 Декабря  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Эркишиге тары кебек танг кёрюнюр.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Таукел къуру къалмаз.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.

КОЧКАРОВ МАРАТ ХУСЕЕВИЧ (1935 - 1997)

05.10.2006 0 7139

 

Заслуженный артист Российской Федерации, талантливый певец и композитор Марат Кочкаров - один из ярких представителей музыкальной культуры КЧР.
Творческая деятельность композитора началась в период,  когда профессиональные традиции карачаевской музыки только складывались. Его путь в музыкальное искусство был не совсем обычен.



Марат Кочкаров родился 1 мая 1935 года в г. Микоян-Шахаре (ныне Карачаевск). Природа щедро одарила его - красивый, сильный голос, яркая музыкальность проявились ещё в детстве. Марат  не учился музыке, но он рос в атмосфере богатейшего народного музыкального быта. Жизнь народа, его празднества и обряды, звучание карачаевской музыки - всё это жадно впитывалось им. Ребёнком он разделил тяготы, выпавшие на долю его народа: в 1943 году семья была выслана в Киргизию. Именно там он начал свой путь в искусстве. Пение стало для него естественной жизненной потребностью, он участвовал в школьной художественной самодеятельности, в концертах любительских коллективов.



С годами дарование юного певца оттачивалось, росло и крепло желание посвятить себя музыке. По возвращению в 1957 году на родину он начал работать в ДК аула Верхняя Теберда.
Решающую роль в творческой судьбе Марата Кочкарова сыграла встреча с известным советским композитором Вано Мурадели во время поездки в Москву в составе делегации Карачаево-Черкесии на декаду литературы и искусства нашей области. На заключительном концерте декады, посвященной 400-летию вхождения горного края в состав России, должна была впервые исполняться народная карачаевская песня об Эльбрусе в обработке для солиста, смешенного хора и симфонического оркестра. Автор обработки В. Мурадели, высоко оценив талант молодого горца, предложил ему солировать. Эта песня приобрела известность и стала популярной на территории всего СССР во многом благодаря её блестящему исполнению Маратом Кочкаровым, который за участие в декаде был награжден грамотой Верховного Совета РСФСР.



После этого выступления начался путь певца на профессиональной сцене. Сразу же после декады Кочкарова приглашают на работу в Государственный ансамбль песни и танца Карачаево-Черкесии,  где обладатель лирико-драматического баритона широкого диапазона не только поет, но и танцует.

Начались годы напряженного труда и концертных выступлений. Вскоре Марат Кочкаров заявил о себе и как композитор. В 1958 году впервые по радио прозвучали его песни "Карачаевская студенческая" и "Любимой девушке", написанные на стихи Халимат Байрамуковой. По признанию композитора его первая песня родилась неожиданно: "Я по каким-то делам зашел в редакцию газеты "Ленинни байрагъы",  встретил там Халимат. Она предложила мне прочитать стихотворение, посвященное молодёжи. Я взял текст, вышел в скверик, посидел там немногим более часа, напел мелодию и вернулся. Песня в редакции всем понравилась…"

Уже в первое десятилетие творческого пути композитора ярко проявляется тесная связь музыкального языка его сочинений с народно-песенными истоками.

Творчество М.К. Кочкарова довольно многообразно по содержанию и жанровому диапазону. Им написаны баллады, кантаты, оратории, сюита. Однако наиболее широко в его творчестве представлен песенный жанр - в его активе более 200 песен, в которых он развивал народные традиции. Одаренный певец-самоучка стал достойным преемником прославленного карачаевского певца и поэта Касбота Кочкарова.



Его песни глубоко лиричны, отличаются удивительной гармонией мелодии и текста. Многие из них написаны в сотрудничестве с известными карачаевскими поэтами: О. Хубиевым, Б. Аппаевым, Х. Байрамуковой, Х. Айбазовым. Мелодию к стихотворению Х. Айбазова "Моя последняя песня" М. Кочкаров написал уже после смерти своего друга-поэта.

Особое место в творчестве композитора занимает тема Великой Отечественной войны. Ей посвящена кантата "Победа", в которой стихи Османа Хубиева объединены в стройный цикл, а музыка усиливает художественное воздействие поэзии. Большинство его песен военной тематики посвящено воинам-героям: "Песня о подвиге Аскера Бархозова", "Сосны", "Последнее письмо солдата", "Баллада о погибшем брате". Реквием, написанный Кочкаровым, звучит на мемориальном комплексе "Защитникам Кавказских перевалов" (пос. Орджоникидзевский). В нем слышны и пафос героической борьбы с фашизмом и дань уважения тем, кто не пришел с поля битвы.

Значительным вкладом в вокальную музыку является кантата "Моя Родина". Это кантата на стихи поэта М. Батчаева покоряет выразительная напевная глубина чувств, реальность художественного образа в первой части, тонкое ощущение речевой интонации во второй, теплый лиризм и сердечность в третьей и темперамент, страстность в четвертой.

Многие сочинения Кочкарова написаны на тематическом народном материале. В "Свадебной сюите" на слова О. Хубиева и сочинении для солиста и смешенного хора "Сказ о Кавказе" отчетливо слышны национальные карачаевские интонации.

Серьезным успехом композитора явилась первая карачаево-балкарская симфония "Это моя судьба", воспевающая мужество и стойкость безвинно депортированных народов.
Инструментальный жанр в творчестве Кочкарова отмечен также появлением оркестровых произведений (марш "Мой Карачай", "Фариза", "Танец девушек" и др.)



Следует отметить, что творческая биография Марата была тесно связана с Кабардино-Балкарией. Ещё в 1959 году он стал солистом Кабардино-Балкарского государственного ансамбля песни и танца, где совершенствовал свое мастерство под руководством опытных музыкантов братской республики Х. Карданова и М. Балова. В эти годы им написаны замечательная, немного грустная песня о матери "Анам" и "Баллада о Балкарии" в 3-х частях, с успехом исполнявшаяся на концертах в Москве. Немало песен написано им и на стихи Кайсына Кулиева. Дружбе братских республик посвящена песня "Близнецы".



Искусство М. Кочкарова светлое, эмоционально полнокровное, жизнеутверждающее. Отчетливо выступают в нем такие ценные черты его индивидуальности, как искренность, большая энергия, бодрость, душевный оптимизм.  Все это предопределило успех многих сочинений нашего земляка и принесло ему широкое признание. Некоторые его произведения оцениваются как крупный вклад в культуру народов КЧР. Признанием этого вклада стало включение записей его произведений в пластинку "Хор Карачаево-Черкесского радио под упр. М. Йуана", выпущенную фирмой "Мелодия" в 1980 г., а также издание авторского сборника песен на русском и карачаевском языках "Голос сердца" ("Джюрекни Ауазы"), выпущенного в 1976 г. Карачаево-Черкесским отделением Ставропольского книжного издательства.



Выдающимся творческим достижением М. Х. Кочкарова явился первый карачаевский балет "Айтуган - дочь Карчи", в основу которого положена легенда о Карче - родоначальнике карачаевского народа. "Моей целью было создание исторического балета. Я лет пятнадцать над ним работал…Когда я закончил сочинять музыку, я пришел к Медихе Шамановой и сказал, что я написал музыку, за ней либретто…". Так родился двухактный балет лирико-эпического характера, где в аллегорической форме был воплощен образ народа-изгнанника. Следует отметить, что композитор обнаружил глубокое знание законов сценического произведения. Успеху балета способствовал и многолетний опыт выступлений композитора в танцевальных коллективах.
Постановка балета в 1993 г. Краснодарским творческим объединением "Премьера" стала большим событием в музыкальной жизни республики.
Многогранная творческая деятельность М. Кочкарова была высоко оценена, он - лауреат различных конкурсов.



Марат Хусеевич ушел из жизни в расцвете творческих сил. Он умер 1 января 1997 г., едва успев закончить работу над вторым своим балетом "Касбот". Его творчество стало частью духовной культуры карачаевского народа.



Указом Президента РФ от 25 августа 1997 г. № 937 М. Кочкарову за заслуги в области искусства присвоено почетное звание "Заслуженный артист РФ".
В знак уважения и признания заслуг нашего земляка 18 марта 1998 г. состоялось открытие памятной мемориальной доски на доме, где он жил.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет