Расширенный поиск
13 Сентября  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Илму – джашауну джолу.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.

Вступление Балкарии и Дигории в состав Российской империи

12.01.2017 0 4318

ПРОШЕНИЕ 
О ВСТУПЛЕНИИ БАЛКАРИИ И ДИГОРИИ В СОСТАВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Генваря 11 дня 1827 года

1. Список с прошения, в переводе с турецкого языка.

Его Превосходительству Командующему Войсками на Кавказской линии, Черномории и Областному начальнику господину генерал-лейтенанту и Кавалеру Емануэлю.

Мы, нижеподписавшиеся, уполномоченные старшины, от народа [У]Русбиевцов - Мурзакул [У]Русбиев, от Чегемцев - Кельмамбет Баймурзов, от Хуламцов и Бизинги - Магомет Шакманов, от Балкарцев - Арслан аджи Жанхотов, от дигорцев - Касай Кубатиев, Давлетука Абисалов, Бинагер Карабугоков, Соза Соватов и Татархан Туганов, были отправлены к Вашему Превосходительству, для испрошения покровительства и защиты ВСЕРОССИЙСКОГО ВЕЛИКОГО ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ ПАВЛОВИЧА, яко поставленного от него наместника, с тем, что ежели сие наше прошение принято будет, то как мы, равно и весь народ, за отдачею уж Аманатов - детей наших, принять и на верность подданства присягу Всероссийскому Великому Государю Императору НИКОЛАЮ ПАВЛОВИЧУ и наследнику Его Государю Великому Князю АЛЕКСАНДРУ НИКОЛАЕВИЧУ, а затем будем, ежели и на службу ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА есть ли в них мы востребованы будем, на что и имеем ожидать решения Вашего Превосходительства.

Генваря 11 дня 1827-го года.

По подлинному переводу значится, за неумением нами никакой грамоты присланные от упомянутых народов посланники: Старшины Мурзакул [У]Русбиев, Кельмамбет Баймурзов, Магомет Шакманов, Арслан аджи Жанхотов, Касай Кубатиев, Давлетука Абисалов, Бинагер Карабугоков, Созо Саватов и Татархан Туганов приложили перстами черные знаки.
Верно - генерал-лейтенант Емануэль [подпись - автограф].
«Копия»

Ведомость о числе дворов дигорских и прочих народов, вновь покорившихся русскому правительству

Звание народаЧисло дворов   Присланные от них старшины
Дигорцы, живущие в горах и на плоскости 1000Касай Кубатиев, Давлетука Аби­салов, Бинагер Карабугоков, Соза Соватов, Татархан Туганов
Балкарцы400Арслан аджи Жанхотов
Чегемцы200Кельмамбет Баймурзов
Хуламцы и Безенги100Магомет Шакманов
Уруспиевцы100Мурзакул Уруспиев
                                                                             
























Верно - генерал-лейтенант Емануэль [подпись - автограф]
«Копия»

В своем Прошении о вступлении в состав России балкарцы и дигорцы ставили условие, чтобы русским правительством были сохранены все их древние права на владение землей и народные обычаи, свободное исповедание магометанской веры и разбирательство дел по шариату, получение владельцами издавна установленной с подданных дани и освобождение их от обязательного рекрутского набора (в связи с малочисленностью народа. - прим. ред.).

Вот как описывает дальнейший ход этих событий известный ученый, историк Владимир Кудашев:

«Генерал Эмануэль привел балкарцев и дигорцев к присяге и письменно обещал ходатайствовать перед государем о сохранении за ними всего того, о чем они просили. Обо всем происшедшем генерал Эмануэль донес командующему кавказской армией генерал-адъютанту Паскевичу, а тот довел до сведения императора Николая I. Второго мая 1827 года начальник главного штаба Дубич уведомил Паскевича о том, что государь с удовольствием узнал о подданстве горцев и приписал это событие «благоразумным мерам и кроткому с сими горцами обхождению генерал-лейтенанта Эмануэля». Эмануэлю было выражено высочайшее благоволение. «Государь император, - писал далее Дибич, - ожидается от времени, от строгих правил справедливости и безкорыстия которые, конечно, под начальством вашим (т.е. генерала Паскевича) соблюдаемы будут во всех отношениях к сим необразованным народам, последствий не менее благоприятных».

Обещания оставить в неприкосновенности религию, права и весь строй балкарцев повторялись и в последующее время. К балкарцам, в числе других народов, относилась и известная уже нам прокламация наместника Кавказа князя М.С. Воронцова, изданная в 1845 году. Князь Воронцов писал: «...религия ваша, шариат, адат, земля ваша, имения ваши, а также все имущество, приобретенное трудами, будет неприкосновенною вашею собственностью и останется без всякого изменения»...

Наместником Его Императорского Величества на Кавказе графом И.И. Воронцовым-Дашковым проводился принцип «сохранения за туземным населением всех тех прав, которыми пользовалось оно до завоевания». «Обещания мои, - говорится в той же прокламации князя Воронцова, - есть священны, и они как бы собственные слова моего великого государя, которые никогда не могут подлежать сомнению». 

[См. В.Н. Кудашев. «Исторические сведения о кабардинском народе». Нальчик, 1991. C. 159].

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет