Translit
Кавказские руны
06.07.2018
0
5196
Многие из нас в детстве любили рассматривать гербы средневековых рыцарей, пытаясь разобрать особый язык геральдики. Родовые знаки были и у кавказцев, правда не такие замысловатые: ведь эти эмблемы не только украшали флаги, оружие, одежду, ковры, стены и надгробия — они в первую очередь служили для клеймения лошадей и скота.
С недавних пор родовое тавро, или тамга, снова входит в моду. Карачаевцы, балкарцы, черкесы заказывают мастерам одежду, украшения, ножи и панно с символами своего рода.
Память рода
Ювелир Залим Тумов из Нальчика использует родовые знаки, когда делает украшения; ставит их на клинки как монограмму заказчика. А иногда его просят изготовить саму тамгу в виде медной или серебряной фигурки на деревянной подставке. Такой семейный сувенир можно подарить родственнику или поставить на полку.
— Спрос большой. Иногда заказчик сам не знает, какая у него тамга, но, выяснив его фамилию, я нахожу его родовой знак в книгах. На Северном Кавказе почти все имели свои тамги. Я делаю их в основном для черкесов — адыгейцев, кабардинцев, шапсугов. Я сам черкес, знаю эти фамилии, у меня есть про них книги, так что могу найти информацию — это моя среда.
Залим утверждает, что тамга сохранилась примерно у 70 процентов черкесских семей. Вернее, сохранились сами знаки — потому что они присутствовали на многих предметах, и этнографы успели их зарисовать. Но значение их расшифровке не поддается.
— Конечно, они что-то означали. Если бы их придумывали просто так, то были бы совпадения. Но их практически нет, значит, у этих иероглифов была какая-то система, хотя мы ее уже не осознаем.
Ханафий Хасанов, старший научный сотрудник Карачаевского НИИ имени А. Батчаева
«Основная функция тамги — обозначение принадлежности к роду, родовой группе. Тамга помещалась на различных предметах: вышивалась на свадебных флагах, на кисетах и других предметах из ткани, становилась знаком собственности (тавром), когда им метили скот. Родовые тамги помещались и на перстневых печатях. Наилучшая сохранность их изображений, естественно, наблюдается на каменных предметах — надмогильных стелах, межевых камнях, каменных коновязях».
Во-вторых, это красиво
Мадина Хацукова — хозяйка нальчикского ателье, где шьют национальные костюмы, — говорит, что тамги сегодня используют достаточно широко.
— Практически ни одна свадьба в КБР не обходится без свадебных флагов, на которых изображены тамги жениха и невесты. Много лет назад наша мастерская, пожалуй, была первой, где клиентам предлагали вышивку тамги на башлыках. А сегодня мы их вышиваем и на мужских рубашках, и на женских сумочках, и на нарукавных подвесках. И помимо того, что родовой знак несет в себе информацию о принадлежности к роду, он работает и на эстетику. Каждый из этих знаков красив.
Мадина считает, что тамги восходят к тотемным изображениям родового строя, которые впоследствии подверглись стилизации и превратились в графический символ.
— Наши заказчики обычно сами приносят изображение тамги своего рода. Кто-то из них находит их в литературных источниках, кто-то узнает от старших родственников, а у кого-то в семьях, как, например, в нашей семье, сохранилась металлическая тамга. Ею когда-то клеймили животных.
Леонид Лавров, этнограф, кавказовед
«Только в очень редких случаях можно догадаться, что среди тамг есть упрощенные изображения некоторых предметов: стрелы, лука со стрелой, сабли, плетки, ножниц, а также звезды. Последняя могла восходить к религиозно-магическому символу, как и тамги, воспроизводящие форму креста. В некоторых тамгах легко узнать отдельные буквы, монограммы и лигатуры. Смысловую сторону рисунка большинства других тамг невозможно определить без риска перейти границы разумного… Нередко приходится встречаться с утверждением, будто тамги ведут свое начало от тотемических знаков-символов и даже от изображений самих тотемов. Однако убедительных доказательств в пользу этого нет, да и присутствие тотемизма на древнем Кавказе пока не доказано» (Из книги «Историко-этнографические очерки Кавказа»).
Клинок с открытым сердцем
Кузнец-оружейник Арсен Хашкожев, этнический кабардинец, переехал из Кабардино-Балкарии в Майкоп пять лет назад. Он занимается изготовлением холодного оружия, используя в качестве образцов старинные адыгские сабли и кинжалы. Его работы можно встретить не только в Адыгее, но и в других регионах России и за рубежом.
— Сейчас тамга стала популярна по всему Северному Кавказу, есть такая тенденция. Люди охотно приобретают вышивки, сувениры из дерева, любят заказывать родословный герб на серебряных изделиях. На мои работы я наношу тамгу своего рода Хашкожевых. Наша тамга очень интересная, она частично заимствована у кабардинского рода Трамовых. Они жили в районе Пятигорска. Наш род не был княжеским, но имел право селиться на территории одного из дворянских родов. Так что мои предки поселились на землях Трамовых. Трамовы использовали тамгу в виде сердца. Мои предки немного видоизменили ее — наш фамильный герб выглядит как открытое сердце, очевидно, это символ гостеприимства. Бывает, что я ставлю на свое изделие тамгу заказчика: клиенты любят, когда их клеймо изображено на оружии или на серебряных изделиях. Те, кто уважает себя и свой род, знают, как выглядит их фамильный герб. Но мало кто знает, что он означает. Иногда вместо тамги просят написать фамилию на адыгском языке или арабской вязью.
Ханафий Хасанов, старший научный сотрудник Карачаевского НИИ имени А. Батчаева
«Родовые тамги — это древняя руническая письменность, которая досталась нам от предков. Значения каждой руны мы не смогли пронести через века. Каждая из них отдельно не расшифровывается, то есть вот она досталась роду от прадедов, и они ее используют в быту. Само наименование этого знака — „тамга“ — тюркское. По данным археологов, на Северном Кавказе они активно бытуют со времен сарматов (III в. до н.э. — III в. н.э.), а к началу ХIХ века фиксируются у многих кавказских народов Черноморско-Каспийского междуморья. По поводу семантики тамг высказываются разные мнения. Предполагается, что некоторые тамги означают буквы (графемы) из различных алфавитов. Часть тамг, видимо, ведет своё происхождение из графем древнетюркского рунического письма».
От клейма к мобильному приложению
На Ставрополье моду на тамгу ввел Эльбрус Борлаков — он делает картины-панно из стразов на бархате.
— О том, что каждая фамилия моего народа имеет свой знак, я знал с детства, — рассказывает Эльбрус. — Я родился в Твери, дедушка хотел, чтобы внуки не забывали свою историю и культуру и присылал из Карачаево-Черкесии видеокассеты, на которых он рассказывал о наших предках, о традициях и обрядах карачаевцев. Дед много лет изучал и описывал историю карачаево-балкарцев. Даже издал книгу на карачаевском языке «Адеб. Намыс. Адет» («Воспитанность. Нравственность. Обычай») — своеобразный кодекс чести для карачаево-балкарцев. В ней говорится, как нужно себя вести в той или иной ситуации. Вплоть до того, с какой стороны в паре должен идти женатый мужчина, а с какой — женщина. В КЧР эта книга включена в школьную программу. Почти 20 лет дед был главой нашего рода Борлаковых, сейчас ему 91 год, к нему до сих пор обращаются за мудрым советом.
Дедовское образование не прошло даром — Эльбрус решил создавать картины с родовыми знаками.
— Я стал интересоваться у ровесников, знают ли они свой фамильный герб. Выяснилось, что многие и не подозревали о его существовании. Я купил стразы, выложил из них фамильный знак рода Борлаковых — круг с горизонтальной чертой в центре — и приклеил на бархат. Увидев это панно, знакомые стали просить сделать им такие же — с их родовыми гербами. Теперь их заказывают как подарок на свадьбу, дарят именитым спортсменам, гостям, которых хотят почтить. Зная фамилию, я могу найти тамгу на сайте Фонда содействия развитию карачаево-балкарской молодежи «Эльбрусоид». Они, кстати, собираются выпустить мобильное приложение «Тамгала».
По словам Эльбруса, многие молодые ребята хотят, чтобы фамильный знак украшал их футболку, кто-то просит нанести его на треугольный брелок, который обычно висит в машине. Он и сам носит одежду со своей фамильной символикой.
Дмитрий Пикалов, доцент Северо-Кавказского федерального университета
«Судя по всему, происхождение этих знаков идет от клейм, которыми помечали скот. Об этом говорит простота их форм и синкретичность. К примеру, тамга в виде якоря. Аналогичный символ использовался готско-аланским населением Крыма. И восходит он к легенде о папе Клименте, которого, по преданию, утопили в море, привязав к якорю. Откуда подобный символ взялся у карачаево-балкарцев — загадка, хотя если они входили в зону влияния христианской аланской культуры, то возможно, это заимствование».
Ася Асрян,
См. также: Полдень в сосновом бору
Комментариев нет