
К развитию ремесла на Хумаринском городище
23.04.2019
0
4345
Статья посвящена исследованной недавно в Карачаево-Черкесии на городище Хумара мастерской VIII—X вв. В ней обнаружено множество готовых изделий и заготовок из кости и металла. На сегодняшний день мастерская является единственной найденной на территории Хазарского каганата.


Вопросы, связанные с уровнем развития в раннем средневековье косторезного и других ремесел на территории Карачаево-Черкесии, специально не изучались. Тем больший интерес представляет открытая экспедицией ИА РАН в 2011 г. и доследованная в последующие годы мастерская на территории Хумаринского городища.
Прежде всего, необходимо оговорить, что подразумевается под самим термином «ремесло». Некоторые исследователи, обращавшиеся к данной теме, недаром осторожно обходили этот термин и помещали раздел о косторезном деле в главу «Промыслы». Промысел же определяют как использование некультивированных (сырых) природных богатств, в том числе дикой фауны, при необходимости сопровождающееся их первичной обработкой (Флёрова, 2001. С. 21).
Широкое понимание термина включает все, в т.ч. начальные, фазы специализации, когда производство изделий носит семейно-бытовой характер и является частью повседневной жизни, и домашнее ремесло, при котором изготовитель большую часть времени занимается сельскохозяйственными работами, а на досуге производит продукцию, удовлетворяющую в основном нужды семьи. Важный этап в развитии ремесла, который всегда желательно, но довольно трудно проследить на археологическом материале — это начало участия изготовителя в товарном обращении. Для любого ремесленника такое участие стимулируется близостью рынка, что имело колоссальное значение и в специализации ремесла. По сравнению с продукцией домашнего производства изделия, производимые на стадии специализации и товаризации ремесла, отличаются повышением уровня их технической обработки и оформления (Мамонова, 1991. С. 8, 13).
В северо-западной части Хумаринского городища была исследована мастерская, которая состояла из двух помещений. Сооружение имело неправильную форму. Размеры 5 м с запада на восток, 8 м с юга на север (рис. 1). Сооружение представляет собой полуземлянку, углубленную в материк на 35-40 см. Вход в сооружение, скорее всего, был с севера (Кочкаров, 2011).

В южной части мастерской были найдены инструменты для обработки кости: сверла, ножи (рис. 2, 6-9). В помещении мастерской в большом количестве обнаружены заготовки и готовые изделия из рога оленя и крупного рогатого скота. Аналогичные находки ранее были сделаны в слоях различных памятников Хазарского каганата, и в том числе Саркела-Белой Вежи (Флёрова, 2001. Рис. 61). Среди Хумаринских материалов некоторые изделия не имеют аналогий, однако другие, например игральные кости, довольно часто встречаются на памятниках Хазарского каганата (Флёрова, 2001. Рис. 54, 1-5). Одна из Хумаринских находок заслуживает особого внимания. Это небольшое изделие, имеющее сквозное отверстие посередине, оно хорошо отполировано и, возможно, использовалось в ткацком деле (рис. 2,10).
Следует также отметить, что в мастерской (южное помещение) найдено несколько шильев и иголка (рис 2, 1, 2), которые использовались, вероятно, для шитья и починки одежды, обуви, изделий из кожи. На соседнем раскопе была найдена костяная игольница.
Костный материал, обнаруженный на городище, дал следующие результаты. Всего проанализировано 2 872 костных фрагмента. Сохранность костного материала плохая. От найденных костных остатков 69,2% (1987 фрагментов) определить не удалось. Больше всего костей принадлежит свинье — 288, что составляет 10% от общего количества фрагментов. На втором месте по численности кости мелкого рогатого скота — 8,8%. Кости крупного рогатого скота составляют 5,7%. На долю костей лошади приходится 4,7%. В представленном материале присутствуют фрагменты костей собаки — 1,1%. Дикие животные представлены благородным оленем — 7 фрагментов, косули европейской — 3 и волка — 2 фрагмента.

Для раннего типа мастерских свойственен надомный, если не домашний характер производства и его сезонность. Часто отмечается сочетание с другими видами ремесел. Это отмечается и в хумаринской мастерской. В ней помимо артефактов косторезного ремесла найдены фрагменты заготовок и готовые бронзовые и железные изделия, назначение которых не вполне поддается объяснению. Встречены фрагменты незавершенных изделий, вполне сопоставляемых с конечной продукцией. Из инструментов, подтверждающих, что здесь же занимались также и ювелирной работой, говорят небольшие напильники, пробойники, пинцет (рис. 2, 3-5).
В северном помещении мастерской найдено также большое количество отходов кузнечного производства. Среди них — железные пластинки, стержни круглого и четырехугольного сечения, обрезки проволоки, перекрученные стержни, предназначавшиеся для изготовления дротовых изделий. Все обнаруженные на Хумаринском городище металлические изделия переданы для изучения металлографам.
О развитии кузнечного мастерства на территории современной Карачаево-Черкесии в VIII-X вв. говорит большое количество изделий из различных металлов и, в первую очередь, из железа, происходящих из ряда других памятников. Среди них наиболее многочисленны предметы вооружения: топоры, наконечники стрел и копий, клинки сабель и др. Некоторые из них встречаются на соседних территориях. Все эти вещи, вероятнее всего, изготовлены местными мастерами-оружейниками.
В XIX в. только в трех селениях Большого Карачая существовало 25 общественных кузниц; есть сведения о 15 мастерах-ювелирах. Как отмечает И.М. Шаманов, кузнецы подразделялись в Карачае на так называемых общественных (эл темирчи) и частных (энчи уста). За общественным кузнецом закреплялось определенное количество дворов, для которых он изготовлял разнообразные предметы быта. Продукция частных не только использовалась для собственных нужд, но и шла на реализацию (Кочкаров, Шаманов, 2014. С. 181).
Следует обратить внимание на присутствие среди исследованных хумаринских материалов заготовок из черного металла, что в совокупности с находками шлаков на одном из участков городища может свидетельствовать о наличии на памятнике особой кузнечной мастерской, а возможно, и горна для выплавки железа.
Выборка полученных в ходе раскопок на Хумаринском городище предметов из цветного металла демонстрирует использование как основных схем изготовления металлических предметов (литье, ковка), так и использование сложных схем технологических операций, связанных с пониманием химико-физических свойств металлов и сплавов, что, несомненно, говорит о значительном уровне развития кузнечного и ювелирного дела на данном памятнике. Набор сплавов, использовавшихся при изготовлении исследованных предметов, достаточно широк и представлен многокомпонентным высокопробным серебром, «чистой» металлургической медью, свинцовой бронзой, свинцовой латунью.
Предполагаем, что расширение выборки с территории Хумаринского городища позволит получить новые сведения о развитии цветной металлообработки на территории Карачаево-Черкесской Республики в период Средневековья.
ЛИТЕРАТУРА
Кочкаров У.Ю., 2011. Отчет о работе Карачаевской экспедиции ИА РАН в Карачаевском районе Карачаево-Черкесской республики в 2011 г. // Архив ИА РАН. Р-1. № 34750.
Кочкаров У.Ю., Шаманов И.М, 2014. Промыслы и ремесла/ЛСарачаевцы. Балкарцы / Отв. ред.: М. Д. Каракетов, Х.-М.А. Сабанчиев. М.: Наука. С. 171-188. (Народы и культуры).
Мамонтова Н.Н., 1991. Закономерности развития народных ремесел и промыслов в России XVIII — начала XX веков // Закономерности развития искусства народных художественных промыслов: сб. науч. тр. / [Отв. ред. Н.В. Черкасова]. М.: НИИХП. С. 3-70.
Флёрова В. Е., 2001. Резная кость юго-востока Европы IX-XII веков: искусство и ремесло. Санкт-Петербург: Алетейя. 252 с.
Сведения об авторе: Кочкаров Умар Юсуфович, Институт археологии РАН
Комментариев нет