Расширенный поиск
10 Декабря  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Таукелге нюр джауар.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.

Дозволенное Свыше

12.05.2003 0 6601

Руслан Башлаев,
Москва

Одной из интересующих тем в вопросах религии являются запреты и дозволения, касающиеся пищи. В силу своего понимания каждый устанавливает для себя те или иные пределы дозволенного и запретного. К сожалению, многие это делают, совершенно не ведая смысла этих запретов и дозволений. Некоторые думают, что эти установления закреплены в Священных писаниях. В частности среди мусульман встречаются такие, которые думают, что в исламе запрещена рыба без чешуи, помидоры, верблюжье мясо, грибы. Между тем, в исламе ничего из перечисленных не запрещается. Возможно, это происходит потому, что произошла какая-та понятийная путаница. Дело в том, что запрет на употребление верблюжьего мясо и рыбы без чешуи можно найти в Торе. Эти и некоторые другие виды пищи были запрещены евреям. И хотя ислам и иудаизм считаются родственными религиями, в установленных нормах есть заметная разница, в том числе в определении дозволенной и запретной пищи.

Что касается иудаизма, то соблюдение запретов в еде является показателем соблюдения евреями Галахи (свода норм). Евреи довольно скрупулезно подходят к данным нормам, так как видят в этом одно из своих основных отличий от других. При этом утверждают, что не соблюдение "кашрута", т. е. законов о пище, ослабевает единство еврейского народа, нарушает его святость.

Хотя эти законы о пище своими корнями уходят в Библию, многие запреты и дозволения были установлены позже раввинистическими авторитетами. Так, например, в книге Левит (11 : 22) запрещались некоторые виды саранчи, но раввины затем запретили всех видов насекомых. Стихи 12 : 19 Левита объявляют многие виды птиц непригодными для еды, но из-за сложности перевода с древнееврейского языка, евреи придерживаются общих традиций и едят утку, гуся, курицу и индейку.

Животные, чтобы считаться кошерными (пригодными), должны обладать двумя характерными свойствами. Они должны жевать жвачку и иметь раздвоенные копыта (с глубоким разрезом). Вероятно, по причине того, что у свиньи отсутствует одно из этих свойств (она не жвачное, хотя имеет раздвоенные копыта), это животное считается совершенно запрещенным. Иногда выдвигается предположение, что запрещение как-то связано с чистотой. Соображения гигиены здесь ни при чем, играет роль только ритуальная чистота. Свинья не является нечистой сама по себе - она нечиста для народа Израилева (Второзаконие. 14 : 2, 14 : 8).

В средние века проходили настоящие дискуссии по поводу того, являются ли животные, которые жуют жвачку и имеют раздвоенные копыта (а также рыбы с плавниками и чешуей) кошерными только потому, что они обладают этими свойствами, или же эти свойства - просто показатели того, что эти животные и рыба являются кошерными. Однако установить истину оказалось невозможно, поскольку Тора не говорит, почему одни живые существа кошерные, а другие нет. Как мы уже выяснили, законы о пище, каково бы ни было их происхождение, должны соблюдаться просто потому, что их соблюдение способствует святости жизни. Продукты животного происхождения, такие, как молоко и яйца, можно есть только в том случае, если они произошли от кошерных видов животных и птиц. Таким образом, молоко верблюда и страусиные яйца не являются кошерными.

В отношении животных есть и другие законы. Животные, которые умерли от естественных причин (Второзаконие, 14:21), или животные, которые были убиты другими животными (Исход, 22:31), и в дополнение к ним все, имеющие какой-либо серьезный дефект, как, например, разрыв легких, не могут употребляться в пищу.

Запрещены некоторые части животных, даже разрешенных. К таким частям относится седалищный нерв. Он должен быть тщательно удален - это довольно сложная процедура, в противном случае вся задняя часть животного должна быть выброшена. Другим запрещением является нутряной жир. Запрещенные жиры предназначены для жертвоприношений книгой Левит (7:1-4, 22-25). Отделение их от съедобных жиров - довольно сложная процедурв в кошерном мясопроизводстве.

Запрещена также кровь, так как Второзаконие (12:23) гласит: "Кровь есть жизнь". Поскольку жизнь плоти заключается в крови (Левит, 17:11), кровь слишком священна, чтобы употреблять ее в пищу. Даже маленькое кровяное пятнышко в яйце делает его не кошерным.

В христианстве к еде относятся довольно просто. В отличие от мусульман и иудеев, христиане не придерживаются определенных норм (канонов) в выборе еды. В Новом Завете нет каких-либо ограничений в выборе съестных продуктов. Но в тоже время в христианстве существует некий принцип, который определенным образом настраивает человека к еде.

"Едим ли мы - ничего не приобретаем, не едим - ничего не теряем; Ибо Царствие Божие - не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе". Св. Григорий Синайский учит, что "достаточно снедей, какие случаются, вкусить понемногу, не допуская себя до насыщения... за все благодаря Бога". Хотя к такому разумному совету ни один диетолог не придерется, все же не понятно, почему современные христиане не придерживаются канонов Ветхого Завета, касающихся еды? Возможно, ответ на этот вопрос могут дать христианские теологи. Но факт остается фактом - в христианстве не придается большого значения еде, если не считать ежегодного, довольно строгого поста.

В разных конфессиях вопрос "правильной кухни" рассматривается по-разному, в зависимости от особенностей географических условий проживания и исторического развития народа, но, в любом случае, отказ от пищи никогда не являлся самоцелью. Его не связывали с соображениями ритуальной или нравственной чистоты. Периодический переход к "скоромной" пище в православии и католицизме понимается, как упражнение в самообладании и послушании правилам церкви. Впрочем, дело не только в этом. Поскольку, согласно христианскому учению, тело, душа и дух человека неразрывно связаны, то ежедневный рацион человека, способен влиять на его духовное состояние. Пища, которая исключается во время поста - "тяжелая" для пищеварения, и от нее больше клонит в сон, чем тянет к молитве. А ведь именно напряженная духовная, молитвенная жизнь - основа того подъема, который переживают многие православные во время Великого поста.

Запреты и дозволения касающиеся еды в буддизме уходят корнями в первую заповедь Будды, которая гласит "не убий", или "не причиняй вреда ничему живому" (фу-сессё на японском, ахимса на санскрите). Имея религиозное происхождение, это заповедь оказало огромное влияние на своих приверженцев в сфере выбора пищи. Дело в том, что эта заповедь, согласно буддийскому учению, зиждется на принципе взаимного тяготения и праведности, свойственных всему живому. Именно в "Природе Будды" все формы сущего, как одушевлённые, так и неодушевлённые, - едины и гармоничны. Все живые организмы стараются поддерживать это единство посредством собственной "кармы". Отнимать жизнь по своему усмотрению - значит грубо вторгаться и разрушать эту внутренне-присущую целостность, заглушая чувства уважения и сострадания, исходящие из "Ума Будды", который, согласно буддизму, пребывает в каждом человеке.

Исходя из вышеизложенного можно понять, почему Буддисты придерживаются исключительно вегетарианство. Более того, можно сказать, что основной акцент делается именно на запрещение мясного. В учение Будды отсутствует запрет какого-либо растительного.

Хотя общий принцип Буддизма запрещает употреблять не только мясо, но и все продукты животного происхождения, на практике многие буддисты едят и то и другое. Дело в том, что существует мнения о смерти Будды отравившись от мясо. С одной стороны это делает мясо и все продукты животного происхождения еще более не съедобными, а с другой показывает, что даже сам Будда использовал в своем рационе мясо.

Другой причиной того, что монахи едят мясное является то что, они убеждены в разрешенности мясо в том случае, когда животное заколота не из-за них и не ради них. Ведь основной причиной недозволенности все же остается убийство живого.

Мусульмане руководствуются в выборе дозволенного (халял) и запретного (харам) исключительно Кораном (Словом Всевышнего) и Сунной (жизнеописанием пророка Мухаммеда - да благословит его Аллах и приветствует).

 

Так, запрещенные в иудаизме за непослушание бараний и говяжий жиры и многое другое, разрешены в Исламе: "Тем, которые обратились в иудейство, Мы запретили всех имеющих копыто, а из коров и овец запретили Мы им жир, кроме носимого их хребтами или внутренностями, или того, что смешался с Костями. Этим воздали Мы им за их нечестие: Мы ведь правдивы!" (сура "Скот", стих 146).

 

При этом, согласно мусульманской теологии, Коран, являясь последней божественной книгой, отменяет действия ранее ниспосланных книг. Дозволения и запреты, соответственно, распространяются на всех людей заселяющих планету. "Сегодня стало разрешенным для вас благое. Пища людей писания разрешена для вас. Пища ваша разрешена для них" (Коран, 5: 5). Это делает запретным недозволенную пищу не только для употребления, но и для продажи, перевозки, хранения и т.д.

 

В Исламе в основе всего сотворенного Богом заложена разрешенность. То есть действует принцип: разрешено (халял) все,  что явно не запрещено (харам). И все запрещенное считается отвратительным. То есть Всевышний по милости своей запретил только то, что вредит нам.

 Некоторая пища запретна сама по себе, примером чего могут служить вино, свинина, мертвечина, кровь и так далее. Если говорить более подробно, то источником всего съедобного на земле являются либо минералы (например, соль), либо растения, либо животные.

 

Что касается минералов, то всё исходящее из земли может считаться запретным лишь в том случае, если наносит вред здоровью или является ядовитым. Что касается растений и всего, что из них делают, то за­претным является лишь то, что приводит к помрачению разума или может лишить человека жизни или здоровья. К тому, что помрачает разум относятся наркотические растения (араб. Бандж). Что касается животных, то они подразделяются на годных и негодных к употреблению в пищу.

 

Всё дозволенное становится таковым только в том случае, если животное заколото по шариату с соблюдением всех необходимых условий, имеющих отно­шение к тому, кто будет резать животное, чем он будет резать, и где он будет резать. Если же требования шариата не соблюдены или животное издохло, то употреблять его мясо в пишу запретно, так как из мертвечины разрешается употреблять в пищу только рыбу и саранчу.

 

Запрещены также гениталии, железа, желчный пузырь, мочевой пузырь дозволенных животных, даже если они заколоты соответствующим образом.

 

Вышеприведенные запреты, распространяются также на материалы, такие как добавки, наполнители, специи, натуральные колбасные оболочки, желатиновые загустители и т.д.

 

Процесс убоя скота:  

Обязательным в процессе убоя скота является только намерение и проговаривание слов "бисмил-лях, аллаху акбар" одновременно с перерезанием шейных основных артерий и пищевода, лучше ближе к голове. Перерезание должно проходить одиножды, без промедления и перерыва. После того, как вся кровь вытекла, можно преступать к разделыванию туши.

В процессе производства мясопродуктов с маркировкой "халял" могут быть задействованы специалисты любой национальности и вероисповедания.  

Оборудование:

Специальных канонических требований для производства мясопродуктов нет. Главное, чтобы на одном и том же оборудовании не производилась одновременно халялная и нехалялная продукция. Если оборудование применялось в производстве нехалялной продукции, то для канонической пригодности необходима его тщательная санитарная обработка.  

Мясо морских животных и рыбы является абсолютно разрешенным и не требует специального ритуала.

 

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет