Лицом к лицу кавказской национальности
Сергей Степанов,
Москва
Отношение москвичей к кавказским гостям (а гостями на Руси испокон века называли приезжих торговцев) отличается скрытой, а чаще откровенной неприязнью. Такое отношение далеко не всегда оправдано, хотя психологически вполне объяснимо. В нем резко сфокусировалось наше отношение к рыночным торговцам вообще. Рынки нынче дороги, а согласитесь трудно испытывать симпатию к тому, кто заставляет тебя расставаться с немалыми деньгами. Всегда думается: "Не будь он так жаден я бы смог сэкономить, купить всего побольше и жить не так стесненно. Значит торговец - один из тех, кто виноват в моих тяготах". Конечно, мы отдаем себе отчет, что главные разорители наших карманов вовсе не стоят на рынке, а сидят в высоких креслах. Но до них далеко, и продемонстрировать им наш гнев невозможно. А торговца мы видим лицом к лицу, и ему приходится отдуваться за всех.
К тому же не секрет, что сегодня на рынке практически не встретишь продавца собственной продукции. Торгуют главным образом перекупщики, то есть, если называть вещи своими именами, спекулянты. Хотя их деятельность отвечает естественным рыночным законам и не противоречит нормам современного права, на наше отношение это не влияет. Российский бизнес на 99 % построен на спекуляции. Мы понимаем, что 9 из 10 мерседесов, на которых мимо нас проезжают дородные Пети и Вани, куплены не на заработанные деньги. Этих Петь и Вань мы тоже недолюбливаем, но по принципу "в семье не без урода". Ведь мы знаем, что на одного нового русского, разжиревшего на махинациях, приходится полсотни старых русских, которые силятся свести концы с концами честным трудом. А вот трудящихся кавказцев мы практически не видим. Большинство кавказцев с которыми мы сталкиваемся, - торговцы. Еще мы знаем, что некоторые из их соплеменников промышляют в наших краях наркоторговлей, подделкой дензнаков, вымогательтсвом и грабежами. И в сознании выстраивается непривлекательный образ кавказца который явился в Москву, чтобы нас разорить либо жульничеством либо насилием.
В формировании этого стереотипа немалую роль играют СМИ. Если ознакомиться с криминальной статистикой, становится ясно, что львиную долю изнасилований, разбоев и убийств в столице совершают наши славянские "братья", как местные, так и приезжие. Да и среди организованных преступных группировок кавказские кланы занимают не первое место. Но в публичных сообщениях о совершенных злодеяниях национальность преступников называется только тогда, когда речь идет о выходцах с Кавказа (можете вспомнить хоть одно сообщение типа "двое русских убили третьего" или "задержаны вымогатели чувашской национальности"?). Нагнетают напряженность и боевые действия на юге, где от рук кавказцев гибнут русские парни (сообщения об убийствах чеченцами дагестанцев у москвичей такого негодования не вызывают).
В результате в обыденном сознании формируется образ кавказца как чужака. Тому способствует и характерная внешность гостей, явно отличающая их от нас (белорусу или молдаванину затеряться в толпе москвичей легко, кавказцу невозможно). Срабатывает известный психологам "эффект ореола": явные внешние черты заставляют мгновенно достраивать в сознании обобщенный психологический портрет по принципу "все они одинаковы". При этом индивидуальные особенности конкретного человека не играют никакой роли: мы уже отнесли его к определенной категории и вынесли свой приговор. Такой однажды сформированный стереотип легко подкрепляется и очень трудно развеивается. Честного, вежливого, доброжелательного кавказца мы склонны считать исключением из правила, тогда как примеры недостойного поведения гостей всякий раз усиливают нашу неприязнь. При этом надо понимать, что в иных краях неприязнь к русским формируется по тому же принципу. Многие эстонцы и чехи, поляки и латыши, насмотревшись на художества "оккупантов" и плебейские манеры иных наших туристов, презирают всех русских скопом, в том числе и нас с вами, хотя мы персонально такого отношения ничем не заслужили. Если вы в не слишком дальнем зарубежье услышите от кого-то, что "все русские - дегенераты и хамы", то, наверное, сочтете, что это говорит недалекий озлобленный обыватель, погрязший в предрассудках. Так не будем же ему уподобляться!
Комментариев нет