Расширенный поиск
27 Июля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Малны кют, джерни тюрт.
  • Ёзденликни кёбю ётюрюк.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Гитче джилтин уллу элни джандырыр.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Элни кючю – эмеген.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.

Чужих детей не бывает: как решают проблему сиротства на Северном Кавказе

07.07.2016 0 5425
По статистике, в Северо-Кавказском федеральном округе 91% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нашли себе новую семью или опекунов. 

«На Северном Кавказе детей любят, здесь особое отношение к детям, оставшимся без попечения родителей, и детям с ограниченными возможностями. Мы замечаем существенные изменения в этой сфере за последние три года. И условия для детей в республиках все лучше, и сирот становится меньше», – говорит детский омбудсмен Павел Астахов. 

Причин такого «особого отношения» много – патриархальные традиции, религиозные предписания, менталитет. Но это не значит, что все недетские проблемы детей здесь решены. Во всех регионах есть сироты, в том числе социальные, есть детские дома и другие подобные учреждения. И есть разные способы дать детям главное – семью. Как это делается в северокавказских республиках – рассказывают наши корреспонденты.



Кабардино-Балкария. «Если одна фамилия, значит родственники»

Главный признак рода – это фамилия. Абузеит Гериев, руководитель кабардино-балкарского отделения общественной организации «Барс Эль», вот уже три года вместе с соратниками разыскивает однофамильцев детишек из детских домов и предлагает им объединиться – то есть взять ребенка в семью. 

– Я начал эту работу со своей фамилии. Нашел брата с сестрой Гериевых в интернате. Оказалось, отец там работает, туда сдал и детей – так удобнее. Разговаривали с ним много раз. К совести взывали. Жена у него бухгалтер, вряд ли они с голоду умирают, чтобы детей сдать на дотацию государства… Что мы ему только ни говорили вместе со всей родней – готовы были и со школой помочь, и с кружками для детей… Слушать не хочет! Потом уже нервы не выдержали, высказал горе-отцу: не удивлюсь, если твои дети вырастут и сдадут тебя в дом престарелых… Детей стали как обузу воспринимать. Уезжают на заработки – детей в интернат, молодые развелись – туда же, хотят своей жизнью пожить – есть куда ребенка пристроить. А ведь в интернатах дети развиваются хуже, болеют чаще, им семья нужна, а не казенный дом! Поэтому мы сейчас занимаемся профилактикой: если у семьи материальные проблемы, мы предлагаем помощь, лишь бы не отдавали ребенка в интернат.



Активисты организации «Барс Эль» ездили по детским домам и интернатам, вместе с работниками собеса сняли видеоролик, обращенный к землякам: поинтересуйтесь, нет ли среди детей-сирот ваших однофамильцев! Их призыв был услышан – балкарцы стали забирать в семьи детей с родной фамилией. У одной малышки с пороком сердца нашелся дальний состоятельный родственник, который оплатил лечение.

По словам Гериева, сейчас в республике под опекой государства остался только один балкарский ребенок-сирота, остальных разобрали по семьям. 



– Правда, еще семья появилась – десять детей, родители нуждаются, временно устроили всех по детским учреждениям… Не на казенном уровне надо решать проблему сиротства, а на человеческом! Ведь на Западе человек, усыновивший ребенка, – глубоко уважаемый человек. А у нас статус зависит от того, насколько крутая машина или богатый дом. И на Кавказе, и в российских городах и селах раньше было иначе.
 
Примеру балкарцев из «Барс Эль» последовали и кабардинцы. Род Кардановых, например, всех своих детей забрал из казенных домов. Точной статистики, кто кого усыновил или взял под опеку, у организации нет. На Кавказе считают, что это очень личное дело и распространяться о нем не обязательно.





Абузеит Гериев говорит, что его сверхзадача – всем детям обеспечить домашнее тепло и уют. Вспоминает, что даже в годы войны, арестов, выселения целых народов – кавказцы своих детей не бросали. 



– Мой отец остался круглым сиротой в годы войны. Оказался в детском доме в Сырдарьинском районе Казахстана. Так его нашли там дальние родственники из Алма-Аты!.. Клановость, конечно, явление отрицательное, но ведь это и взаимовыручка. Когда люди помнят, что из одного корня вышли, – они детей государству не сдают. По кавказским обычаям при разводе ребенок всегда остается в роду – у отца. А по российским законам должен остаться с матерью, – рассуждает Абузеит Гериев. И добавляет с завистью: – Вот в Чечне нет детских домов, и это после двух войн! Потому что ни один чеченец своего ребенка не отдаст. Пример – с внуком Пугачевой. Если бы она была не Пугачева, то ребенок бы рос в семье отца. У нас такие же были традиции, но после революции они стали размываться.


Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/obschestvo/3333294
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет