Расширенный поиск
19 Января  2025 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Акъыл аздырмаз, билим тоздурмаз.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Адебсиз адам – джюгенсиз ат.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Мухарны эси – ашарыкъда.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Ата – баланы уясы.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.

Ислам и политика

08.08.2018 0 2705
Можно ли мусульманам интересоваться политикой?

Вопрос:

Я интересуюсь политикой и происходящими в стране и за рубежом событиями. Постоянно пытаюсь быть в курсе политической ситуации, просматривая как государственные СМИ, так и оппозиционные. Но мои друзья упрекают меня в этом, заявляя о том, что мусульманам политика не нужна. Мои слова для них неубедительны, но вот ваши, Руслан, они примут. Не могли бы рассказать о том, как мусульманам стоит относиться к политике? БаракаЛлах!

Ответ:

Руслан Айсин, политолог, исламовед

Ислам не может быть «вне политики». Собственно, никакая традиция не стоит вне политики. Все пророки единобожия участвовали в политике. Пророческая традиция есть не просто политика, но политика, которая утверждает подлинную власть. Ислам, разумеется, как последнее Откровение — это максимизация политики от имени Всевышнего. Ибо власть неотъемлема от политической составляющей. Политика пронизывает собой все: законы, налоги, правители — это все часть политического проекта.

Увы, но понимание этого сильно затемнено в исламском мире на протяжении последних трехсот лет. Наиболее серьёзным ударом по политическому содержанию Ислама нанёс Османский халифат, превратив ислам в «государственную религию» и создав клерикальную бюрократию. Фактически это стало триумфом восстановленного византизма, дух которого совершенно чужд духу нашей религии.

Политика, то есть управление собственным проектом и пространством общественной жизни, была отдана на откуп «профессиональных» бюрократов. А в исламе восторжествовал ложный принцип, что это не мусульманское дело. Однако Коран говорит другое: «Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь посланнику и ТЕМ ИЗ ВАС, КТО ОБЛАДАЕТ АМР».

Но что есть «амр», который неправомерно переводят как «власть». Тут важно понять, что словосочетание «тем из вас (самих)» означает из вашей общины, из вашего сообщества. Это и есть уровень политического самосознания, когда обладатель политического проекта, программы выступает лидером общины.

Пророк ислама сам активно участвовал в политической жизни уммы: вёл переговоры, формировал принципы исламского правления и жизни. Он и был идеальным политиком. Мусульмане не могут быть вне активного поля проявления собственной религиозной идентичности. Работа над торжеством божественным законов здесь — это самая что ни на есть политика, то есть участие в глобальном проекте, заповеданным нам через нашего святого пророка.

Но мы до сих пор пребываем в тумане заблуждений, который нам навязали наши оппоненты, что ислам вне политики. Ислам есть лучшее из форм реализации божественного импульса здесь, поэтому политика входит в него составной частью. Муса (ас), Юсуф (ас), Иса (ас), Ибрахим (ас) выступали как политики, ибо они выходили с альтернативным божественным политическим проектом к тому, что было при них: тираническое правление, угнетающее истинных верующих. Борьба за это право — тоже политика.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет