Извлечение корней
<...> Наука, которая занимается расшифровкой наследственной информации, шагает семимильными шагами и приобретает все большую точность. Речь не собственно о генетике, а о ее дочери от брака с антропологией - геногеографии. Эта наука изучает генетику всего человечества и пытается создать карту всемирной истории от выхода первых людей из Африки и до наших дней.
Уже понятно, что карта эта не вполне соответствует традиционным консервативным представлениям об истории рас и народов. "Основная задача геногеографии - показать, насколько мы все взаимосвязаны, показать, что человечество сложно разделить на какие-то группы", - говорит о возвышенной миссии ученых Спенсер Уэллс, глава грандиозного геногеографического проекта журнала National Geographic.
Задача эта выполняется: ученые в самых разных регионах мира выяснили, что людей в "народ" объединяет общий язык. Разные же языки и культуры народы разъединяют. А вот на "обмен генами" между народами разница в культурах и языках почти никак не влияет. Генетическую общность людей определяет главным образом географическая близость, а вовсе не их представления о дружбе или вражде между народами. Соответственно, происхождение отдельных представителей этих народов может совсем не соответствовать тому, что они сами про себя думают.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЗА $200
Проекту National Geographic всего год, но его участники уже собрали больше 18 000 образцов ДНК по всему миру (в том числе и в России) и собираются продолжать работу до 2010 г. Тогда, по их планам, будет собрано уже 100 000 разных образцов, по которым можно будет составить черновую карту истории Homo sapiens. Но для того, чтобы ответов было больше, чем вопросов, необходимы еще сотни тысяч анализов, говорит Уэллс.
Впрочем, сбором генетического материала заняты не только в National Geographic. За последние три-четырe года плоды новой науки стали доступны не только копающимся в своем, фамильном древе богачам и ученым - теперь любому желающему анализ обойдется в пару сотен долларов. В США и Европе анализы вполне самостоятельно и за свои деньги сдали уже десятки тысяч людей. Ведь геногеография, кроме определения судеб народов, попутно решает множество других, вполне практических задач. Ее методы легко можно применить к каждому человеку. Желающие могут расширить свою родословную до доисторического прошлого, проследив путь своих предков из Африки до отчего дома. Любознательные смогут следить за разгадками исторических ребусов. Наконец, медики по геногеографическим данным готовятся создавать лекарства с "расовыми отличиями".<...>
ИСТОРИЧЕСКАЯ БИОЛОГИЯ
Советский генетик Александр Серебровский, давший геногеографии ее название, говорил, что это скорее историческая, а не биологическая наука. Впрочем, без биологии она никогда бы не родилась. В ее основе лежит изуче¬ние участков генома, подвергшихся мутациям за время существования человечества.
Основное внимание ученые уделили двум цепочкам с наследуемой информацией: Y-ДНК из ядра клетки, которая есть только у мужчин и передается строго по мужской линии, и мтДНК (митохондриальной ДНК), которая содержится вне ядра в особых образованиях - митохондриях, вырабатывающих энергию для клетки. МтДНК есть и у женщин, и у мужчин, но передается только по женской линии. Среди тысяч кусочков ДНК генетики выявили (и продолжают выявлять) участки - их называют маркерами, - подвергшиеся у разных популяций людей мутациям в разные исторические времена. "Это вроде отпечаток, по которым можно выявить первоначального автора древней летописи", - объясняет доктор биоло¬гических наук Елена Балановская.
Дальше ученые вычислили скорость мутаций маркеров и место на Земле, где они произошли. А на данном этапе развития науки уже каждый - или почти каждый - может найти общего предка с другим человеком на глубине в десятки, сотни и даже тысячи поколений и установить свое происхождение. Или "определить свою национальность", как принято говорить сейчас, то есть в эпоху, предшествующую повсеместной победе геногеографии, которая перевернет представления о расах.
Так генетики получили два тонких "луча", высвечивающих генеалогическое прошлое каждого человека на тысячи лет вглубь. Один "освещает" предков строго по женской линии: мать, бабушка, прабабушка и т. д. до "Евы"; другой - точно так же - по мужской, до "Адама".
Про "Адама" и "Еву" - это не фигура речи: ученые выяснили, что прародитель всех мужчин на планете, "Адам" (были и другие, но его гены оказались самыми стойкими), жил в Африке 90 000-130 000 лет назад. "Ева" - та, чьи гены носит в себе все население планеты, жила на Черном континенте 150 000 лет назад. Так что, судя по "генетической Библии", Адам и Ева никогда не встречались.
Первые Homo sapiens вышли из Африки и разбрелись по миру, а их ДНК время от времени мутировала от внутренних и внешних факторов, причем мутации распространялись на большие группы людей. Каждый отрезок этого большого пути, на котором мигрирующие люди оставались генетически стабильными, называют гаплогруппой. Их число постоянно росло, гаплогруппы дробились - в популяциях возникали расколы. К нашему времени ученые насчитывают почти 170 гаплогрупп. Но даже сейчас многие, на первый взгляд абсолютно разные народы - генетические братья. Или сестры - как саамы в Скандинавии и на нашем Кольском полуострове и североафриканские берберы. Недавнее исследование показало, что по материнской линии эти народы еще 9000 лет назад принадлежали к одной гаплогруппе. Теперь часть бывшей единой популяции ездит на лошадях по северной Сахаре, а другая - пасет оленей в Заполярье.
Мировая карта гаплогрупп похожа на атлас автодорог. Вот, например "шоссе" С мутацией М9 было оживленным 40000-50000 лет назад: с него "съехали" большинство европейцев, многие народы Индии и практически все азиаты. Пройдя затем в Сибирь, часть из них получила мутацию М207, перевалив через Урал - М173, а на пути к Черному морю - М17. Сейчас наличие у мужчины маркеров с этими мутациями говорит о том, что он принадлежит к одной из самых распространенных в Восточной и Центральной Европе гаплогруппе R1a. Весь путь от Аравии до России, например, проделали предки по мужской линии одного из участников нашего проекта, знаменитого актера Евгения Миронова.
НАЙДИТЕ НАШИ ДУШИ
Дальних родственников Миронова, имевших с ним общего предка за последние несколько тысяч лет, удалось найти в Англии, Германии, Пакистане и Норвегии. Но один из них оказался поразительно близким родственником российского актера. Его зовут Эдвард Бонорден, он американец и с вероятностью 60% имел с Мироновым общего предка за последние 150 лет. "Семья Бонорденов изначально из Германии, где наше генеалогическое древо прослеживается до XV века. В конце XIX века мои предки эмигрировали в США", - написал нам Эдвард. Так что скорее всего прапрапрадед Миронова из немцев.
Фирмы, делающие "географические" анализы, стали появляться одна за другой всего несколько лет назад. Это преимущественно американские и британские компании, которые высылают в любую точку мира комплект с щеточкой и пробиркой. Все элементарно: щеточкой нужно потереть внутреннюю сторону щеки, на нее соберется слюна, содержащая генетический материал. Потом кончик щеточки обламывается в пробирке - и проба готова. Главное - не забыть прополоскать рот перед процедурой, написано в прилагаемой инструкции.
Получив пробу, генетики анализируют ее и сообщают заказчику результат: у вас обнаружены такие-то маркеры, что позволяет определить такую-то гаплогруппу. А для того, чтобы найти существующих и существовавших родственников, ее нужно сравнить с результатами других тестов. Для этого были созданы несколько баз данных в Интернете. Туда можно вбить номера своих маркеров, посмотреть список близких и дальних родственников (если таковые будут найдены) и более или менее точно определить свою гаплогруппу.<...>
Впрочем, довольно часто даже огромные веб-базы не помогают - общее количество собранных по миру образцов все еще невелико, да и потом, большинство из них однообразны. Они относятся к размытым по времени и территории гаплогруппам, которые ученые еще не успели поделить на отдельные кланы, чтобы точно можно было сказать, откуда родом предки человека.<...>
Один из самых авторитетных генетиков планеты, президент эстонской Академии наук Рихард Виллемс считает, что уже сейчас можно добиться куда более точных результатов нужно лишь тщательно изучать уже имеющиеся образцы ДНК. "Не знаю, сколько времени уйдет на то, чтобы эти анализы действительно точно помогали выяснить свое прошлое, но порядок исчисляется годами, а не десятилетиями. Сейчас на первом месте по важности - анализ накопившихся данных. Прелесть Y-ДНК - на ней почти 500 маркеров, то есть можно давать очень точные оценки. Вот, например, для славян; сейчас они находятся в одной куче гаплогрупп R1a, а научная задача - найти новые маркеры, которые отделят Украину от России, Северный Кавказ от Индии и т. д.", - утверждает академик. Так, возможно, ученые научатся локализовать происхождение до отдельной даже не страны, а области.
2000 ПОКОЛЕНИЙ ВНИЗ
Российские генетики Олег и Елена Балановские (кандидат и доктор биологических наук) говорят, что до того времени, когда Y-ДНК "заиграет", осталось всего несколько лет. Балановские отвечают в проекте National Geographic за территории бывшего СССР. "За пять лет мы должны собрать 10 000 анализов, но за первый год мы сильно перевыполнили норму и собрали на Кавказе, Урале, Алтае, Памире и в Афганистане 4000 образцов. В наступающем году в Сибири так спешить не будем", - рассказывает Олег.
Работа действительно не терпит суеты - ошибка может забраковать большую партию проб для анализов. Сначала выбирают народы, потом среди них те популяции, которые являются ключевыми для него. Это консультации с этнографами, лингвистами, местными антропологами. "Мы должны брать пробы именно у тех, кто даст наиболее репрезентативный результат. Как правило, из исследования исключаются города, которые с точки зрения генетика представляют из себя котел, где перемешаны все гены. Поэтому основные пункты наших маршрутов - отдаленные поселки с коренным населением", - говорит генетик. Одна из больших проблем - как хранить образцы: в геногеографических экспедициях забирают не слюну, а кровь (в ней больше генетического материала), а ее нужно срочно замораживать.
"Еще одна сложность - люди обычно охотно идут сдавать анализы, но не всех мы можем обследовать: нам приходится долго отбирать, потому что в деревнях очень много родственников. Мы же берем только мужчин. Почему? Да потому что сразу получаем и мтДНК и Y-хромосому. Приходится читать лекции, рассказывать о целях проекта, заполнять анкеты, так что времени на разговоры уходит гораздо больше, чем на сбор крови. Мы не говорим слова "ген" и "генофонд", а объясняем, что пришлем им родословные на 2000 поколений вниз", - рассказывает Балановский.
У его американских коллег проблемы похлеще: в уходящем году сразу несколько индейcкиx общин США выступили против геногеографического проекта под лозунгами "National Geographic сосет индейскую кровь". "Теперь вы понимаете, почему мы не включили в проект никаких околомедицинских исследований? Это вызвало бы еще большее отторжение у определенных групп населения", - говорит глава проекта Спенсер Уэллс.
Значение информации, которую геногеографы могут дать медикам, сложно переоценить. "Знание генетических особенностей этнических групп необходимо для разработки эффективной профилактики заболеваний", - говорит доктор биологических наук Эльза Хуснутдинова. Например, известно, что среди русских Волго-Уральского региона особенно часто встречается фенилкетонурия (наследственное нарушение обмена веществ, приводящее к слабоумию), а у евреев-ашкенази в ходу синдром Блюма, связанный с различными видами рака. Впрочем, медициной успешно занимаются другие ответвления генетики, а геногеография все же историческая наука, уверены ее многочисленные поклонники. Но почему бы не поделиться данными анализов с коллегами, раз у геногеографов их больше всего? <...>
ПРОВЕРЕНО ГЕНЕТИКОЙ
Отдельное место в геногеографии занимают знаменитости - ныне живущие и давно умершие. Хоть как-то совпасть с ними по маркерам - большой, хоть и почти нереальный успех для исследователей собственной ДНК. В Сети, в частности, выложены расшифровки ДНК королевы Марии Антуанетты (генетический материал получен из локона волос) и последнего русского царя Николая Романова. Есть предполагаемая ДНК Чингисхана, готовятся поступления "от Наполеона". Мы добавили к ним еще несколько выдающихся личностей.
Первые слухи о том, что Сталин - сын Николая Пржевальского, появились еще при жизни вождя, в 1939 г. В тот год советские ученые отмечали 100-летие со дня рождения великого исследователя Азии и получили к юбилею необычный "подарок" от журналистов. Польская газета "Жизнь Варшавы" утверждала (причем без каких-либо ссылок на источник), что Пржевальский был отцом Иосифа Джугашвили. Легенда быстро обросла новыми сюжетными линиями. Пржевальский, говорили, гостил в Гори, в доме, где работала горничной мать Джугашвили - Екатерина Геладзе. Слухи подогревало удивительное внешнее сходство Пржевальского и Сталина, а также то, что сам вождь ничего не предпринимал для того, чтобы их пресечь. Семью Пржевальских - ясное дело, дворянскую - никто не репрессировал, ее члены, как многие представители дворянства в то время, спокойно трудились на благо науки.
Исследователи биографии Сталина считали, что такие слухи импонировали генералиссимусу: мол, почетнее иметь в отцах известного путешественника, чем быть сыном сапожника. "Я не думаю, что это так. Скорее дело в другом. Вы, наверное, слышали, что Сталин увлекался учением [религиозного мистика] Гуpджиева, а оно предполагает, что человек должен скрывать свое реальное происхождение и окутывать свою дату рождения неким флером. Легенда о Пржевальском, конечно, лила воду на эту мельницу. А то, что похож внешне, так, пожалуйста, есть еще слухи о том, что Саддам Хусейн - сын Сталина", рассказывает внук генералиссимуса, театральный режиссер Александр Бурдонский. Сам он говорит, что видел деда всего несколько раз, и то на парадах, но вот гены его хранят о Сталине гораздо больше воспоминаний. Бурдонский согласился сдать образец ДНК, и поступившие через несколько недель расшифровки показали, что ДНК Иосифа Виссарионовича принадлежит к гаплогруппе G2. "Ее представители, зародившись в Индии или Пакистане 14 300 лет тому назад, распространились 12 500 лет назад по центральной Азии, Европе и Среднему Востоку. На территории бывшего СССР представители этой гаплогруппы живут как на Северном Кавказе, так и в Грузии. Однако, по некоторым данным, самая высокая частота этой гаплогруппы у осетин", - утверждает Олег Балановский.
Бурдонского эта новость не удивила: "Я много раз слышал разговоры о том, что Сталин был осетином. Хотя грузины всегда утверждали одно о его корнях, осетины - другое". Подтвердить осетинское происхождение Джугашвили может более подробное исследование кавказских ДНК, которое ученые обещают сделать через несколько лет (проба будет храниться в американской лаборатории 25 лет).
<...> Дворяне идеальный объект для геногеографических исследований. Они отслеживают свою родословную и в большинстве своем стараются продолжить род по мужской линии. Самым знатным участником нашего проекта стал князь Дмитрий Михайлович Шаховской - авторитетный генеалог, ведущий родословную от первого русского князя Рюрика - причем строго по мужской линии. Историк и профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже, князь Шаховской не перестает удивляться тому, что древний род Рюриковичей пережил все перипетии российской истории и до сих пор не прервался: "Это удивительно, что наш род пока не угас. Вот сейчас мы внучку ждем". К сдаче пробы на ДНК князь отнесся с большим интересом. Он старательно водил у себя за щекой щеточкой для забора слюны. Для верности проделал эту несложную операцию два раза. Издатель многотомника "Российское общество и дворянство" говорит, что генетика смогла развеять не одну тайну истории: "Вот посмотрите, по ДНК определили, что единственный сын Людовика XVI умер в тюрьме, и также опровергли утверждения известной Анастасии, что она потомок последнего русского царя".
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ БЛИЗОСТЬ
Однако главная тайна, к которой вплотную подошла геногеография, куда важнее, чем происхождение даже самого древнего и знатного рода России. Выяснилось, что образование народов и наций мало связано с генетикой и родословной их представителей. Это, очевидно, разрушает основу расовых и националистических теорий.
Сразу несколько исследований показало, что гены легко распространяются по территории целых исторических областей, несмотpя ни на культурные и языковые различия, ни на границы, ни даже на вековую вражду. Генетик Иван Насидзе, профессор генетики Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге, вместе с коллегами недавно установил, что по отцовской линии армяне и азербайджанцы наиболее близки из всех закавказских народов. В общем, с точки зрения генетики это одна популяция, у которой набор гаплогрупп совпадает на 95%.
Насидзе вовсе не ставил перед собой цель примирить враждующие народы, его цель была шире: "Мы изучали кавказские популяции, чтобы исследовать, что является определяющим в генетической близости групп: географический фактор или лингвистический, рассказывает профессор. - Иными словами, мы хотели узнать, является ли язык неким барьером для обмена генами между группами людей или нет. Мы пришли к выводу, что география - это главный фактор для генетического сходства". Если кто-нибудь из националистов захочет поспорить с этим утверждением и скажет, что "чистая кровь" важнее, - пусть поскребет себя щеточкой. Впрочем, все известные приверженцы чистоты русского народа, к которым обращался Newsweek, пройти анализ отказались.
(Никита Максимов, Степан Кравченко. Newsweek, декабрь 2006 №50 - январь 2007 №1-2)
Комментариев нет