Маленькое окошко в манящий мир
Малика Бацаева,
Черкесск
Мало кому известно, что 1 мая - это не только День международной солидарности трудящихся, но и день рождения первой в мире почтовой марки.
Столь значительное событие, давшее жизнь целому движению, объединившему тысячи людей различных возрастов, профессий и национальностей, на сегодняшний день незаслуженно обделено вниманием. А ведь в число филателистов входили многие замечательные, известные всем люди, такие как А.Эйнштейн, М.Горький, А.Карпов, Л.Кассиль и многие, многие другие. Попытаемся выяснить, в чем же кроется притягательная сила этих разноцветных лепестков бумаги.
"Клочок бумаги"
"Клочок бумаги, покрытый с обратной стороны клейким веществом" - именно так охарактеризовал свое изобретение школьный учитель Роуленд Хилл, предложивший использовать марки для оплаты почтовых отправлений, что значительно упростило работу соответствующей службы. Вскоре этот "клочок бумаги" принес скромному педагогу рыцарское звание.
Первая марка, с отпечатанным черной краской изображением королевы Великобритании, была номиналом в 1 пенни, отчего и получила у филателистов название "черный пенни". Роль, которую марка может сыграть в усовершенствовании всего почтового дела, довольно быстро оценили и в других странах.
В России новый знак почтовой оплаты появился только в 1858 году, к тому времени марки выходили уже более чем в 20 странах. Со временем стандартные марки стали разнообразнее, теперь они различались по цвету, формату, а в 1871 году появились коммеморативные (памятные) марки, изданные в Перу и посвященные 20-летию открытия железной дороги. Увидели свет и такие виды марок как "благотворительные", "почтово-рекламные", а также "марки-деньги", отпечатанные на толстой бумаге, которые использовались в период первой мировой войны, когда в России возникла нехватка медной и серебряной разменной монеты.
"Да здравствует маркомания!"
Ценители и коллекционеры нововведения появились практически сразу. Собирателей знаков почтовой оплаты в разных странах называли по-разному - "маркофилами" и "маркоманами"; употреблялись слова "тембромания" и "темброфилия" ("тембр" по-французски означает "марка"). Но широкого распространения эти термины не получили. Слово, которое наиболее точно и полно отражало суть понятия, нашел французский журналист Жорж Эрпен, который в одной из своих статей назвал это новое культурное увлечение филателией, а собирателей марок филателистами. По-гречески "филео" означает "люблю", "ателия" - освобождение от платы. Отсюда и слово "филателист", дословно - "любящий знаки оплаты", признанное во всем мире.
Фантазия человека, как известно, не знает пределов, что весьма благотворно отражается на коллекциях филателистов. Оказывается помимо привычной глазу прямоугольной, реже треугольной формы, иногда почтовые миниатюры повторяют очертания страны, можно встретить и марки-бананы и марки-груши, а еще выпускают марки в форме пестрых попугаев, наручных часов и даже в виде короткоиграющих пластинок.
Как и всякая модница, марка, старается принарядиться. В африканской Республике Габон, например, в честь лауреата Нобелевской премии, талантливого врача А.Швейцера выпустили миниатюру на тончайшем листочке чистого золота. В России марки с золотым покрытием появились ко дню 300-летия Санкт-Петербурга. Существуют также марки из шелка, ароматные марки, светящиеся и с объемным изображением. Кстати, в коллекциях филателистов наряду с марками занимают свое место почтовые карточки открытки, конверты, почтовые формуляры, телеграммы и оттиски штемпелей.
Филателия - дело тонкое
Марка - дама капризная, к ней нужен особый подход и постоянный уход. Водные и воздушные процедуры ей крайне необходимы. Заботливый коллекционер бережно "искупав" и высушив марку, помещает ее в специальный альбом - кляссер, который хранится в благоприятных климатических условиях, ибо при влажном воздухе марки имеют склонность намертво приклеиваться к альбому, а при сухом - сворачиваться в трубочку. Кроме того, надлежит тщательно следить за здоровьем своих подопечных, время от времени проветривая, дабы избежать появления на них "ржавчины".
Впрочем, филателист тоже довольно придирчивая личность. Попасть в коллекцию обладательница небольших дефектов, может, только располагая особой исключительностью, остальным же придется пройти жесточайший отбор, так как основными критериями служат идеальные параметры - не запачканные, без царапин, с целыми зубцами.
Конфуз - дорога к бессмертию?
Филателисты с уважением относятся к почте, ведь она дарит коллекционерам столько радостей. Каждый почтовый выпуск для них событие. Но иногда почта преподносит сюрпризы, которые порой могут лишь озадачить. Например, в одну из марок, изображающих отважного мореплавателя Христофора Колумба, созерцающего в подзорную трубу еще незнакомый берег Америки, благодаря стараниям художника, вкралась досадная ошибка. Оказывается, оптический прибор, который держал в руках славный мореход, был изобретен только сто лет спустя после его смерти. А некий автор американской марки, посвященной тысячелетию высадки древних викингов на берегах Нового Света, умудрился водрузить на мачту их корабля звездно-полосатый флаг Соединенных Штатов.
Или марка с изображением атомного ледокола "Ленин", на который с удивлением взирают пингвины, для которых видимо невдомек, как атомоход, совершающий плавания в Северном Ледовитом океане попал в Антарктиду. Каждая подобная ошибка влечет за собой рассерженные письма, жалобы, требования переиздать марку. Почтовиков это огорчает, а для филателистов это лакомый кусочек: тираж уничтожается (а незначительная часть все-таки остается!). Так и появляются редкие разновидности марок, стоимость которых значительно выше обычных, что служит немалым искушением для различного рода фальсификаторов, иногда весьма оригинальных.
Один хитроумный французский гравер Вальтер Фишер на протяжении многих лет поделывал лишь… фальшивые марки, которые зачастую стоят дороже подлинных. Что позволило ему с чистой совестью заявить, что преступления он не совершал, так как продавал свои изделия как заведомо фальшивые.
***
Понять страсть филателистов к "собирательству" не сложно, перелистывая страницы тематического альбома, можно любоваться бессмертными полотнами Третьяковской галереи или Лувра, посетить экзотический мир тайги и африканских саванн, Памира и островов Океании, восхищаться красотой растительного и животного мира, и все это не выходя из дома. К тому же коллекционирование марок расширяет кругозор, делают богаче эрудицию, укрепляет память, приучает к аккуратности.
Но есть у марок еще одно замечательное свойство - они настойчиво зовут человека в поиск, манят в странствие, к неизведанному, случается, что филателист восстанавливает факты, которые иначе могли бы остаться незамеченными. К сожалению, сегодня этот вид коллекционирования постепенно угасает, исчезли многие клубы и журналы филателистов, верными любимому делу остаются только истинные ценители марок, которые, как и детский писатель Лев Кассиль, видят в маленьком кусочке бумаги "маленькое окошко в чем-то манящий далекий мир".
Комментариев нет