Шейху Ислама Ибн Таймийе был задан следующий вопрос:
«Я прошу Шейха и Имама, последователя салафов и предводителя халяфов, наиболее знающего из всех, кого я встречал в странах Востока и Запада, Таки ад-Дина Абу Аббаса Ахмада Ибн Таймия, указать мне лучший способ заработать на жизнь».
Он, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, ответил:
"Лучший способ заработать на жизнь – это упование на Аллаха, вера в полноту Его заботы о тебе и хорошее мнение об Аллахе. Это означает, что тот, кто стремится заработать себе на жизнь, должен обратиться к Аллаху и просить Его.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, передал слова Всемогущего Аллаха в хадисе аль-кудси: «Все вы голодные, кроме тех, кого Я накормил. Просите же у меня пропитание, и Я накормлю вас. О мои рабы! Все вы голые, кроме тех, кого я одел. Просите же у меня одежду, и Я одену вас».
И ат-Тирмизи передал от Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Просите у вашего Господа о каждой вещи, даже если речь идет о шнурке обуви, если он оборвался. Поистине, если Аллах не облегчит для него, он не сможет это исправить». Похожее сообщение от Умм аль-Муъминин Аиши, да будет доволен ею Аллах, было оценено, как сахих. (См. «Сильсиля ад-Да’ифа», номер 1362).
Всевышний Аллах сказал в Своей Книге:
«Просите у Аллаха из Его милости…». (Коран, 4:32)
а также:«Когда же намаз завершится, то разойдитесь по земле, ищите милость Аллаха…». (Коран, 62:10).
Хотя в этом аяте идёт речь о пятничной молитве, это относится ко всем молитвам.
И по этой причине - а Аллах знает лучше – Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, повелел входящим в мечеть, говорить: «О Аллах, открой для меня двери Твоего милосердия», и говорить тем, кто выходит из мечети: «О Аллах, я прошу из Твоей милости».
Друг Аллаха (Ибрахим), мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Ищите же пропитание у Аллаха, поклоняйтесь Ему и благодарите Его». (Коран, 29:17).
Это – повеление, а повеление требует повиновения.
Поиск помощи Аллаха и обращение к Нему в вопросе пропитания и других вопросах, является великим принципом.
Затем, ему следует быть великодушным в зарабатывании денег, чтобы снискать в этом благословение для себя, и не следует проявлять в этом чрезмерность или жадность.
К деньгам нужно относиться как к туалету, в котором есть необходимость, но не занимает места в сердце, а стремление заработать должно быть подобно стремлению отремонтировать этот туалет.
В хадису марфу’, переданном ат-Тирмизи, говорится: «Кто делает этот мир своей главной заботой, Аллах рассеет его целеустремленность и вселит в него чувство недостатка, и он получит в этом мире только то, что было ему предопределено. А тот, кто делает своей главной заботой будущую жизнь, Аллах наполнит его сердце чувством достатка, и богатства этого мира придут к нему, даже если он не желает их».
Один Салаф сказал: «Ты нуждаешься в этом мире, но в твоей доле будущей жизни ты нуждаешься гораздо больше. И если ты начнешь с заботы о своей доле будущей жизни, твоя доля этой жизни сама устремится к тебе вместе с ней».
Всевышний Аллах сказал:
«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они кормили Меня. Воистину, Аллах является Наделяющим уделом, Обладающим могуществом, Крепким». (Коран, 51:56-58).
Что касается определения конкретных способов зарабатывания на жизнь, будь то ремесло, торговля, строительство, земледелие и другие виды работ, то это зависит от человека, и я не знаю общего правила в этом вопросе.
Однако, если человек решил работать в какой-либо отрасли, пусть попросит благословения и помощи Аллаха в молитве Истихара, как учил нас учитель всего наилучшего, да благословит его Аллах и приветствует. В этой молитве есть великое благословение (барака), которое невозможно до конца понять. Если после этой молитвы что-то стало удаваться, то пусть он работает в этом направлении, если в этом нет ничего предосудительного с точки зрения Шариата".
Отрывок из статьи Ибн Таймийи, да смилостивится над ним Аллах, «Васийа аль-Джами’а ли Хайри ад-Дунья валь Ахира» (Издательство «Мактаба ас-Салафия», Каир).